Почему родители возвращают приемных детей

Просмотров: 33

В последнее время все больше людей желают взять в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей. Однако одновременно с этим растет и число возвращенных детей.

 Многие приемные родители переоценивают свои возможности или, наоборот, недооценивают запас собственных сил. Бывает семья «сдается» слишком рано, хотя, как говорят специалисты, можно было еще постараться. А случается, что ничего уже сделать нельзя, и семье самой нужна психологическая помощь, поддержка, реабилитация, чтобы восстановиться после случившегося.

Очень часто необдуманность, сиюминутность решения, инфантильная позиция приемных родителей не позволяет им полностью взять на себя ответственность за приход ребенка в семью и осознать его последствия.  Зачастую они находятся в иллюзиях относительно того, насколько сложатся их взаимоотношения с приёмными детьми. А это и есть неготовность к тому, что в отношениях с приемными детьми могут возникнуть сложности.

Возврат из семьи – это всегда травма и для родителей, и для ребенка, имеющая последствия для их дальнейшей жизни. Многие родители, которые не справились с ролью приемных, чувствуют себя обманутыми: у них были прекрасные намерения, они старались, но ничего не получилось, ребенок не оправдал их ожиданий, не проявил благодарности.

Крадет, обманывает, абсолютно неуправляем… Шантажирует, склонен к насилию, вступает в ранние половые связи, мучит домашних животных, нападает на приемную мать, портит вещи, терроризирует всю семью…. Такие жалобы приемных родителей очень часто приходится слышать специалистам, сопровождающим такие семьи. И дело вовсе не в воровстве и отклоняющемся поведении приемного ребенка как таковом, а в реакции родителей. Жестокость приемного ребенка часто пугает их, вызывает непонимание, агрессию и бессилие. И тогда им становится трудно, а иногда и невозможно проявить к нему сочувствие, а это именно то, чего в свое время был лишен этот «жестокий» ребенок.

Значительное количество возвратов происходит из вполне внешне благополучных семей, где есть хороший материальный ресурс. Дело в том, что дети из учреждений, попавшие туда из неблагополучных, дисфункциональных семей, часто имеют задержки в развитии, особенности поведения и привычки, которые не приняты в среде многих приемных родителей. А родители судят о мире по себе и своему окружению. Они никогда не сталкивались ни с такими травмами, ни с агрессией, ни с воровством. И когда такие родители принимают в семью ребенка из учреждения, который имеет не одну травму – и пренебрежение его нуждами, и материнскую депривацию, и сексуальное насилие, пережитый голод, то разница между мировоззрением и образом жизни родителя и ребенка становится слишком большой.

Очень часто именно отсутствие нужных знаний в воспитании приемного ребенка приводит к тому, что родители не справляются.  В течение длительного времени у них накапливается тяжелейшая усталость, возникают эмоциональные проблемы, и все это превращается в моральное истощение, в то время когда от них требуется колоссальный труд, терпение и много сил. К сожалению, душевных сил многих приемных родителей иногда хватает очень ненадолго.

Зачастую, потенциальные приемные родители ожидают от ребенка любви, благодарности, помощи по дому, успешной учебы. При этом забываются или не учитываются особенности жизни и развития ребенка, а также особенности протекания кризисных возрастных периодов. Часто не понимается то, что у многих из них отсутствует базовое доверие к миру, что эти дети особенные, поскольку пережили не одну сильную травму, расставшись с кровной семьей. В дальнейшем это ведет к серьезным нарушениям в эмоциональной сфере, что впоследствии нарушает их интеллектуальное развитие и познавательную активность.

Многие приемные родители не представляют себе этой проблемы и воспринимают усыновленного или приемного ребенка как обычного. Чаще всего родители сталкиваются с серьезными поведенческими отклонениями у приемного ребенка. Но ребенок не виноват в том, как он себя ведет. Скорее всего, его поведение таким и должно быть в этот период. Его когда-то бросили, предали, теперь ему сложно кому-то доверять. Отклоняющееся от нормы поведение – это демонстрация огромной внутренней боли.

 Ребенку непонятно, как дальше сложится его жизнь, бросят его опять или нет. Он живет в постоянном страхе перед возможным новым предательством и во всем происшедшем винит себя. Ребенку страшно привязываться к приемным родителям, ведь они тоже могут «сдать» его в детский дом. Такие дети нередко сами подсознательно провоцируют конфликт, чтобы довести ситуацию до конца, вернуться в детский дом и тогда уже ничего не бояться. А когда такого ребенка берут родители без опыта, они часто не осознает, что такое отношение к миру и людям – не суть ребенка, а последствия его травмы. Бывает, что ребенок настолько травмирован, пережил не один разрыв привязанности, что ему очень сложно создать новую, а иногда даже невозможно. Чаще всего дети попадают в приемную семью с комплексной травмой. И даже специалистам бывает трудно отделить, где последствия одной травмы, а где другой.

Часто приемный ребенок отклоняющимся от нормы поведением испытывает мир, к которому у него не сформировано доверие. А родителям кажется, что он испытывает их терпение. И они решают, что просто больше не могут с этим справиться: «Раз он это делает, то я этого не вынесу, я с этим жить не смогу».

Иногда возвраты происходят в случае сексуализированного поведения ребенка, хотя причина такого поведения вообще никакого отношения к сексу не имеет. Она одна – дефицит любви, ласки и огромная тревога. Травма рождает тревогу, а она всегда требует выхода. Например, ребенок пяти лет, вышедший из семьи, где при нем мама занималась проституцией, не понимая, как окрашены эти действия, занимался публичной мастурбацией уже в первые месяцы нахождения в семье. Приемная мать не могла этого выносить, говорила, что он делает это специально, чтобы вывести ее из себя, зная, как ей противно и плохо от этого. «Какой он подлый! – говорила она о ребенке. – Он меня этим оскорбляет как женщину, я все могу простить, а подлости не могу».

Ребенок демонстрирует сексуализированное поведение приемным родителям в надежде, что они помогут разобраться, как-то переварить этот травматичный опыт, с которым он не знает как справиться. И самое плохое, что может случиться с ним в приемной семье, – если на лицах родителей он увидит презрение, непринятие, подтверждающее его и так очень низкое мнение о себе.

В процессе воспитания приемного ребенка могут всплывать и собственные непроработанные детские травмы самого приемного родителя, «свое внутреннее сиротство», начинают активно переживаться ситуации из прошлого, травмирующий опыт отношения со своими родителями. Вся злость на своих детей из-за которой беспокоятся родители, происходит из злости их травмированного внутреннего ребенка. Важно вовремя распознать родительскую травму и при угрозе возврата ребенка обратиться за помощью к специалистам и работать не столько с ребенком, сколько с родителями.

 А большинство приемных родителей из тех, кто отказались от ребенка, с его помощью намеревались решить свои проблемы. Наиболее частый мотив – отсутствие своих детей. Берут его больше для себя, а не для того, чтобы помочь травмированному ребенку. И если основной мотив эгоистичен, то очень велика вероятность отказа от ребенка.

 В процессе подготовки кандидаты в приемные родители изъявляют, желание  принять ребенка со всем его прошлым. Но как показывает практика – это получается далеко не у всех. Таким родителям важно осознать, что для них важнее – иметь статус приемного родителя или действительно быть им.

Список литературы:

1. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семь. М.: Генезис, 2006.

2. Поставнев В.М. Психологические предикторы результативности приемного родительства. Вестник МГПУ. М.: Серия «Педагогика и психология». 2012. - № 4.

3. Солонченко С. С. Возврат детей из приемных семей. Анализ ситуации. М.: Молодой ученый, 2017.  -  №15.

4. Интернет-ресурс  https://soznatelno.ru/

5. Интернет-ресурс   https://www.miloserdie.ru/  

 

Ведущий специалист, психолог
отдела работы с приемными семьями


Катичева С.Н.

 

 

Тридцать три несчастья или несчастные случаи, которые неслучайны

Просмотров: 152

Научными исследованиями доказано, что люди, побывавшие в  многочисленных травматических ситуациях, авариях очень часто сами привлекают эти события  в свою жизнь чувством вины.  Вина требует наказания, а наказание всегда ищет свою жертву.

Есть немало людей, которым свойственно считать себя виноватыми, хотя реально нанесенного преднамеренного ущерба не было в действительности. Они решают, что виноваты, так как прислушиваются к тому «внутреннему голосу», который осуждает и обвиняет их, основываясь на ложных убеждениях и верованиях, которые, как правило, были усвоены ими еще в детстве. Чувство вины по сути – агрессия, направленная на самих себя, – это самоуничижение, самобичевание, стремление к самонаказанию. 

Подобные виды самонаказаний часто выбирают дети. А причины, которые развивают самонаказание, закладываются в раннем детстве под влиянием особенностей психического развития ребенка с одной стороны и родительских воздействий с другой. В возрасте 3-5 лет уже может сформироваться стойкое чувство вины как негативный внутренний регулятор поведения, потому что именно в этом возрасте у ребенка возникает сама способность его испытывать, что некоторые родители быстро обнаруживают и используют.  Некоторые, не понимающие психологических особенностей ребенка, сначала приписывают ему способности, которых у него нет, а потом винят его за действия, совершенные из-за их отсутствия, как за якобы преднамеренные. Например: «Ты нарочно не засыпаешь и не жалеешь меня, не даешь мне отдохнуть, а я так устала» или «Неужели ты не мог играть на улице аккуратно, теперь мне придется стирать твою куртку, а я и так устала».             

Ребенку может казаться, что он нелюбим, а родители часто не задумываются, что и как говорят своим детям, особенно если сами раздражены или устали. Бессознательное желание наказать себя возникает тогда, когда ребенок не может выразить вовне испытываемые им чувства и переживания. Вместо того чтобы направить их на другого человека или ситуацию, по отношению к которой они возникли, он начинает обращать их на самого себя. Таким образом у ребенка создается подсознательная программа саморазрушения. И жажда самонаказания буквально преследует многих людей через всю их жизнь, создавая все большие и большие препятствия к обретению счастья, здоровья и гармонии.

 «Виноватость» настолько дискомфортна для ребёнка, что он ищет, как бы себя наказать и тем самым искупить свою вину. А наказание и чувство вины всегда неразрывно связаны с болью, несчастными случаями, обидами, страданиями. Поэтому, как только ребенок чувствует себя виноватым, он автоматически притягивает в свою жизнь ситуации еще более разрушительные и неприятные. Он буквально «нарывается» на неприятности, вызывающе себя ведет, делает все наперекор. Может упасть, сильно удариться, подраться, провоцируя родителей на то, чтоб его наказали.

Иногда программа самонаказания закладывается в ребенка еще до его рождения, когда у его беременной мамы есть много обид на мужа, когда у нее есть нежелание жить или сомнения по поводу необходимости рождения ребенка. Таким образом, женщина сама запускает программу самоуничтожения для своего ребенка.

 Для ребенка, в отличие от взрослых, чувство вины особенно непереносимо и когда оно достигает такой силы, что его невозможно сдерживать оно трансформируется в травму. Несчастный случай становится своего рода решением конфликта и выводом этих непереносимых чувств наружу.

По мнению аргентинского психоаналитика, доктора Джулио Гранеля, если бы конфликт остался во внутрипсихическом пространстве и получил большую энергетическую нагрузку, то это могло бы привести к более тяжелым последствиям, даже к раковым заболеваниям. Он наблюдал многих людей, говоривших, что «если бы со мной не случился несчастный случай, со мной случился бы инфаркт».  Несчастный случай всегда является поиском возможности вынести проблему наружу.                

Иногда истинная причина самонаказания глубоко запрятана и завуалирована.  Но родителям как можно чаще нужно задавать себе вопрос: «Что же творится во внутреннем мире моего ребенка? О чем он думает и что толкает его на определенные поступки?» Ведь чаще всего его чувства и переживания остаются недоступны даже для родителей.        

  От невротической вины нужно и можно избавляться. В таком случае лучше обратиться к психологу. Родителям можно предложить ребёнку самому придумать себе наказание за проступок, как бы передоверить ему собственную «карательную» функцию («Как бы ты поступил с человеком, сделавшим то-то и то-то?»). Только в игровой форме, но самым серьёзным способом можно предложить ребёнку  составить список таких самонаказаний и следовать им в конфликтных ситуациях. Основные требования: не должно быть физических наказаний и наказания трудом, не должны унижаться достоинство и личность ребёнка.

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. З. и Н. Некрасовы.  Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти . – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  2. Л. Перельштейн Осторожно: дети! или пособие для родителей, способных удивляться. . – С-Пб., 2011. 
  3. И. Млодик Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить. – М.: Аспект Пресс, 2014.
  4.  Интернет ресурс http://psychologytoday.ru/ 

 

Ведущий специалист, психолог
отдела работы с приемными семьями
 С.Н. Катичева

Трудовое воспитание как основа формирования гармоничной личности ребенка

Просмотров: 239

 

 

Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач.

К. Д. Ушинский 

 

Воспитание трудовых навыков имеет большое значение в формировании физического и нравственного развития ребенка. Труд развивает способность мыслить, оттачивает память, помогает изучить предназначение предметов. Дети, осваивая разные виды труда, постепенно становятся более уверенными в себе, развитыми, крепкими физически.

Трудовое воспитание – это организация трудовой деятельности детей, формирование у них умений и навыков, воспитание добросовестного отношения к своей работе, стимулирование творчества, инициативы и стремление к достижению более высоких результатов.

Умение трудиться не заложено в человеке природой, этот навык формируется самостоятельно. Чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем скорее он научится трудиться. Воспитание трудолюбия лучше начинать в дошкольный период, когда труд необременителен, приносит радость и повышает самооценку ребенка.

В трудовом воспитании важную роль играет привычка, которая вырабатывается в результате повседневно выполняемых действий. С раннего возраста необходимо сформировать у ребенка навыки самообслуживания: умыться и почистить зубки утром и вечером, прибрать свою кроватку, самостоятельно одеться, раздеться, навести порядок в своих игрушках. Трудовое воспитание в дошкольном возрасте способствует выработке у ребёнка навыка добросовестно и ответственно доводить начатое дело до конца. Если, например, дети привыкают убирать после себя посуду или застилать утром свою постель, они будут делать это без лишних напоминаний, приказаний и угроз со стороны взрослых. Поручения со временем должны меняться, только тогда у ребенка будет интерес к выполнению своих обязанностей.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок уже может мыть за собой тарелку, ухаживать за своей обувью, одеждой, игрушками, заботиться о домашних питомцах, ему можно поручить поливать цветочки. Интересны для него и такие занятия, как выращивание лука или зелени в баночке на окне, наблюдение и уход за растениями, проросшими из семян.

К десяти годам ребенок уже достаточно умен и достаточно физически развит, чтобы выполнять не только простейшие действия по самообслуживанию, но и принять на себя часть обязанностей по домашнему труду. Эти обязанности должны быть закреплены за ним, и за их выполнением следует следить не менее тщательно, чем за выполнением уроков. Только таким образом возможно превратить физический труд в полезную привычку. Объем обязанностей для каждого ребенка устанавливается индивидуально, в соответствии с его силами и способностями.

Основное внимание в воспитании навыков труда у подростков должно отводиться самообслуживанию — умению без помощи взрослых поддерживать себя, свое рабочее место и свои вещи в порядке. Неплохо также обучить подростка навыкам ручной стирки вещей (как минимум, нижнего белья), не столько даже в качестве постоянной обязанности, сколько просто для общего ознакомления с процессом. По мере взросления объем и сложность выполняемых обязанностей непременно должны возрастать. И старший подросток должен уже полностью замещать взрослых в случае необходимости (например, болезни или сильной загруженности родителей). Трудовое воспитание очень важно именно на этом этапе, потому что в это время подросток впервые начинает осознавать свои права и обязанности по отношению к другим. Труд — это обязанность, и подросток должен выполнять ее самостоятельно, без принуждения извне, и не ожидая вознаграждения (как не ждут его и другие члены семьи, выполняя свою часть работ по дому).

Процесс труда дисциплинирует и развивает в детях чувство ответственности за себя и свои действия. Очень важно, чтобы ребенок видел результаты своего труда. Поэтому каждое поручение должно приводить к полезным, осязаемым результатам. Непосильная, а также нецелесообразная, бесполезная работа отрицательно влияет на детей.

В воспитании трудолюбия немаловажное значение имеет тон, которым предъявляются требования к выполнению детьми трудовых поручений. Наиболее эффективной манерой обращения следует считать просьбу, обращение к детям в виде совета, рекомендации. Просьба — показатель уважения к личности ребенка, и она выполняется более охотно.

Дети осваивают навыки труда на примере взрослых, подражая им, перенимая их опыт. Пример взрослого человека действует гораздо сильнее внушения, нотации, убеждения. Дружественная, трудовая атмосфера в семье, примеры сознательного отношения родителей к труду, их любовь к своей профессии — это факторы правильного трудового воспитания детей. У них вырабатывается сознание того, что им необходимо работать, принимая посильное участие в труде взрослых. Коллективный труд создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок почувствовал себя членом семьи, осознал свою неразрывную связь с ней, дает возможность ребенку пережить удовлетворение от взаимопомощи и товарищества в работе.

Чтобы ребенок стал трудолюбивым, его надо воспитывать. Выполняя трудовые обязанности, преодолевая определенные трудности, ребенок становится более подвижным и ловким, более выносливым и терпеливым, наблюдательным, учится быстро и точно выполнять порученное дело. Но самое главное — он должен испытывать радость от труда. Человек, воспитанный в труде, никогда не растеряется в жизни и всегда сумеет побороть затруднения на своем пути.

 

Список использованной литературы

 

1. Кондратьев П.П. Функциональная сущность учебного труда школьника в содержании трудового образования. Министерство образования РС(Я), ИПКРО –Якутск: Саха полиграфиздат, 1996. – 96с.

2. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 4-х томах. – М: Правда, 1987. – 573с.

3. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

 

Ю.М. Шевцова,
ведущий специалист, методист
отдела по работе с приемными семьями

Когда ребенка тянет на подвиги

Просмотров: 260

 

       Еще в начальной школе дети пишут сочинения о героизме, патриотизме, чувстве долга. Если спросить детей, кто такой герой, то часто можно услышать: «Тот, кто ничего не боится». А детям, особенно мальчикам, очень хочется быть героями и в глазах других, и в своих собственных. При этом они часто путают героизм с безрассудностью, и самым отважным могут посчитать того, кого в народе называют просто и ёмко «без царя в голове». Родителям нужно вовремя разобраться в этой путанице и объяснить ребенку, где героизм, где настоящая отвага, а где безрассудность.

        У младших школьников и подростков есть такие периоды роста и развития, когда для них вдруг особо привлекательным становится всё, что связано с риском. Это этап аутодеструктивного, то есть саморазрушающего поведения, как называют его психологи.

        Проще говоря, детей тянет на подвиги, причём и мальчиков, и девочек, но каждого по-своему. Зачем им это надо? Сама по себе цель благородна: ребёнок жаждет познать свои возможности, проверить себя «на прочность», доказать самому себе и другим, что пришёл в этот мир не зря.  Это очень рискованное время, когда ребёнок может попасть в опасную ситуацию, причём по собственной инициативе.В этот период родителям надо быть особо бдительными. Отменить этот этап роста невозможно, даже если запереть ребенка дома, он всё равно найдёт способ «аутодеструктивиться» и проявить себя. Удерживая и не пуская, родители заставляют ребёнка хитрить, изворачиваться – и он теряет ориентиры. Родительская задача: провести ребёнка через этот «саморазрушающий» период и пройти его вместе с ним так, чтобы всё обошлось без опасных для его здоровья последствий. То есть родители должны дать ребёнку нужную дозу свободы и, одновременно, держать ситуацию под контролем.

        Лучший вариант для родителей – заранее хорошо подготовиться и подготовить ребёнка.  Это значит знать особенности развития ребёнка: что и когда от него можно ожидать. Родители уже проходили подобное, например, когда их ребенок учился сидеть, ходить, бегать. Они знали, что у дороги надо взять его за руку, причём держать крепко.
        Готовиться – это значит сделать всё  для того, чтобы научить, предостеречь, уберечь, а дальше – доверить управление жизнью ребёнка ему самому и Богу.

        Если родители заботились о безопасности своего ребенка, то особо волноваться  в этот бурный период не стоит: фундамент заложен. В нужный момент из подсознания всплывёт нужный навык, полезная привычка,  которые выработались у ребёнка с помощью родителей. Если выработался навык проверить дно, прежде чем нырнуть в незнакомом месте,  скорее всего ребёнок так и сделает, проверит. И не полезет на дерево, ветки которого нависают над забором из длинных острых пик. И не будет прыгать с крыши сарая только потому, что ему кричат «слабо».

        Когда ребенок часто находится вне зоны влияния родителей и они не всегда в курсе, где он и с кем, ему придется полагаться на себя и принимать  самостоятельные решения. Но чтобы эти решения были верны, подготовить почву для них придётся только вместе с родителями.

        Первое, что должен уяснить даже маленький ребёнок: только психически нездоровые люди ничего не боятся. Страх – это нормальное, естественное чувство, свойственное любому нормальному человеку. Если  ребенок боится – это вовсе не значит, что он трус.

        Ребенку нужно показывать и рассказывать, обсуждать и спрашивать, какой героизм истинный, а какой ложный. И чем они отличаются друг от друга. Чем отличается «героизм напоказ» от безрассудства и глупости. Этот вопрос очень тревожит детей, особенно мальчиков. Им почему-то кажется, что испытывать страх и быть трусом – одно и то же. Ребенок должен убедиться, что это не так. Для некоторых детей становится целым откровением, что и папа может бояться, и тренер, которого он так уважает. Разговаривайте с ребёнком об этом. Он должен точно усвоить, что бояться – нормально для живого существа, что это – инстинкт самосохранения. Бояться не стыдно, а важно в нужный момент преодолеть свой страх. И не путать геройство с бестолковостью. «Ради чего ты это делаешь?» – вот вопрос, который стоит почаще задавать детям. «Подумай, что будет, если ты сделаешь так?» Просчитывать последствия своих поступков многие дети не умеют. Просто им не приходит это в голову. Обращайте внимание, делайте акценты, заставьте задуматься о последствиях. Это намного полезнее, чем заявить: «Больше на улицу не пущу», и  без комментариев, без разъяснений, без вопросов.

        Залезть на крышу «просто так» или залезть на крышу, чтобы снять с этой крыши перепуганного щенка, которого туда засунули «отважные» дети. Есть разница? А как думает ваш ребёнок, разница есть? Говорите с детьми о подвигах и безрассудстве, о глупости и героизме, о трусости и отваге. И ещё о том, как важно иметь сильное и послушное тело. Развенчивайте «героизм напоказ». Прыгнуть на глазах восторженной публики с крыши того же сарая легче. А вот подтягиваться, причём каждый день, на турнике или делать гимнастику куда труднее.

        «Не веришь? Проверь. Давай на спор». Заключите с ребенком пари. Это азартно и станет хорошим стимулом для ребёнка заниматься гимнастикой, бегом, гантелями, танцами. «Ты хочешь проверить, есть у тебя сила воли или нет? Проверяй! Закаляй своё тело и разум». Сильный и уверенный человек не станет рисковать напоказ хотя бы потому, что ему ничего не надо доказывать другим: он уважает себя, он знает, чего он стоит.

        Обсуждайте это с детьми! Детям нужны критерии, по которым они будут ценить себя. Пока не выработались свои собственные, они ориентируются на внешние – на оценку и мнения других людей. Вы увидите, как загораются глаза и легко ведётся разговор. Подойдут и модные герои. «Например, Гарри Поттер – герой или нет? Но он же боялся, так почему же он не трус? Кого ещё ты знаешь?».

        Важно  обсуждать  с детьми проблемы нравственные, житейские, даже бытовые, находя связь между прошлым и настоящим.  Показывать детям, как выйти из сложной ситуации, как сохранить свою целостность, как люди становятся «антигероями» и как поднимаются над собой, как жить в гармонии с миром и стать победителем, несмотря на обстоятельства.

        Классическая литература – это тот опыт, на котором учились поколения людей. И это именно тот опыт, в котором безумно нуждаются наши дети. И это тот самый случай, когда ребенку можно учиться не на своих ошибках, а на чужих!

        Предвидеть последствия своих поступков детям даётся труднее всего. Поэтому родителям нужно обсуждать героев литературных произведений, героев из фильмов, больше разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы, спрашивать его мнение, анализировать различные ситуации.

        А как же совершить настоящий подвиг? Для этого каждому мальчику нужен мужчина, который помог бы ему «загрузить программу жизни», то есть показать, что значит быть настоящим мужчиной. Испытать свою силу на папе и научиться жизни на его примере – вот что нужно мальчику, чтобы стать настоящим героем.

 

             Список использованных источников: 

  1. Некрасова З., Некрасова Н., Без опасности. Школьные годы. – М.: Аспект Пресс, 2009.
  2. Крайг Г. Психология развития пер. с англ. Н. Мальгиной, 7-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2001.
  3. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Апрель-Пресс, 2009.
  4. Интернет-ресурс librari 2969.//htm
  5. Интернетресурс http//psichologia.edusite.ru

 

 С.Н. Катичева, ведущий специалист, психолог

отдела по работе с приемными семьями

ГБУ КК «Краевой методический центр»

Мальчик играет в куклы

Просмотров: 221

 

 

       У вас растет маленький сын, никогда не подававший серьезных поводов для беспокойства. И тут вы вдруг заметили, что ваш мальчик играет в куклы с девочками. Есть ли здесь повод для тревоги? А что, если все идет не по заданному природой сценарию? Если мальчика мало интересует оружие и куда больше – куклы.

       У мальчиков в довольно раннем возрасте начинается выработка мужского гормона тестостерона, провоцирующая их на драки и другие проявления агрессии. Но бывают такие мальчики, которых игры с девчонками в куклы интересуют больше, чем что-то типично мальчишеское. Они готовы часами наряжать кукол, передвигать их по кукольному дому и имитировать общение. Такое поведение – отклонение или норма?

       Все дело в том, что каким бы женственным ни был мальчик, его игра будет отличаться от игры девочек. В девочек заложен природой материнский инстинкт и, играя, например, в «дочки-матери», они отождествляются с матерью, в то время как мальчик обычно отождествляет себя с самой куклой. Разница есть, и она существенна. А мамы волнуются из-за такого поведения чаще всего потому, что куклы обычно женского пола: Барби больше, чем Кенов. Для начала стоит разобраться с причинами такого поведения.

  1. Любопытство. Когда сестра или девочки во дворе увлеченно играют с куклами, оживленно обсуждая происходящее, мальчику может стать интересно, и это нормально. Если не акцентировать внимание, мальчик немного поиграет и забудет, вернется к танкам и самолетам.
  2. Физическая или психологическая слабость. Мальчик, которому неуютно среди других мальчишек, может стремиться к общению с девочками, потому что с ними он чувствует себя сильнее. А может он просто устает от постоянных претензий и призывов быть мужчиной и играет с девчонками, среди которых чувствует себя мужчиной.
  3. Увлеченность игровым процессом.  Мальчики, как и девочки, до 3-х лет не знают о половых отличиях и не понимают, что игрушки могут быть «девчачьими» и «мальчишечьими». Поэтому, если им понравилось укладывать куклу спать, как это делают мама и папа, они могут так играть, пока не надоест.
  4. Отклонение. По мнению врачей случается это крайне редко. Далеко не все случаи, когда мальчики играют в куклы, свидетельствуют о «не той» сексуальной ориентации. Игры в куклы не могут быть единственным признаком такого отклонения в развитии мальчиков. Родителям стоит беспокоиться, если их ребенок начнет говорить о себе как о девочке, называть себя женским именем.

       А родителям, у которых подрастают такие дети, не мешало бы честно ответить себе на вопрос: «Кого вы хотели: девочку или мальчика?». Ведь часто бывает так, что родители неосознанно подавляют в ребенке признаки его пола и культивируют привычки противоположного, воспитывают мальчика по модели воспитания девочки. Часто детям дают имена-унисекс: Саша, Женя – что еще больше размывает эту грань, особенно для младенца, которого еще и одевают в одежду противоположного пола.

       Родители, когда видят мальчика с куклой, боятся, что он станет гомосексуалистом или захочет поменять пол в будущем. Опасения понятны, но не всегда оправданы. У них может быть две причины.

       Первая – это несоответствующее воспитание. Бывает, что родители хотели девочку, а родился мальчик. Кто-то радуется тому, что есть, а кто-то не замечает, как переносит на ребенка свои эмоции, связанные с неоправданными ожиданиями. И это может происходить неосознанно и незаметно для родителей.

       Вторая причина, по которой у ребенка сбивается «половой вектор» – это нарушения гормонального фона. Но это совсем не значит, что в будущем ребенок не сможет стать полноценным мужчиной или женщиной. И тем более речи о стопроцентном гомосексуализме не может быть, основываясь только на этом. Возможно, при таких подозрениях стоит показать ребенка врачу-эндокринологу. Если вовремя спохватиться, можно провести лечение и с помощью психолога исправить неправильное восприятие своего пола ребенком.   А если опасения о гормональном сбое подтвердятся, мальчику назначат лечение. Игры мальчика с куклами и колясками – это уже «побочный эффект» отклонений, их следствие, а не наоборот, так что бояться родителям не нужно. А вот прислушиваться и присматриваться к мальчику, играющему в куклы, можно и даже нужно.

       Важно обращать внимание на игры, в которые мальчик играет с куклами. Например, если есть проблемы со сверстниками, он может изображать с помощью кукол драки и споры. Если родители часто ссорятся, ребенок может играть в «злых маму и папу» и игнорировать это нельзя. Когда игры отходят от традиционных «магазинов» и «больниц» – это сигнал для родителей. Возможно, им нужно перестать ругаться при ребенке, уделять ему больше внимания, показывать, что они его любят. Простые объятия и поцелуи много значат для детей. Поэтому, если ребенок начал ругаться с куклой, послушайте, что именно он говорит, это может быть полезно для вас.

       Есть несколько советов на этот счет. Хороший выход – покупка нейтральных игрушек:  мозаик или конструкторов. Попробуйте разбавить круг общения ребенка новыми лицами, запишите его в кружок или секцию. Для мальчиков подходит спортивная – но только при условии, что он не против. А если мальчик попросил куклу, предложите ему  игрушку с нейтральными чертами лица. Не нужно покупать куклу, которая смеется или плачет, ведь тогда у ребенка не останется простора для фантазии. И желательно, чтобы эта игрушка была без явных половых признаков.

       Родителям мальчиков бояться кукол не нужно. Не навязывайте, но если он заинтересуется, подарите ему одну куклу, но не бойтесь, не ругайте его, а просто понаблюдайте незаметно за тем, что он будет с ней делать. Нормально, когда среди бесчисленных машинок, самолетиков и деталей конструктора будет лежать пара кукол. Если с физическим и психическим здоровьем все нормально, это не может повлиять на сексуальное развитие мальчика. Зато есть шанс, что вырастет хороший папа и муж.

  

       Список использованных источников:

  1. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. – С-Пб., 2008.
  2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург, 2009.
  3. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии / В.Е. Каган. – М.: Педагогика, 2001.
  4. Кон И. С. Психология половых различий. Вопросы психологии. - 2001.
  5. Интернетресурс http//list7i.ru
  6. Интернетресурс http//psichologia.edusite.ru

 

 

 С.Н. Катичева, ведущий специалист, психолог

 отдела  ОР по РСФУ ГБУ КК «Краевой методический центр» 

 

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет