A- A A+

Формирование образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Просмотров: 556

Важнейшим компонентом картины мира ребенка, оставшегося без попечения родителей, опосредующим его отношение к ситуации семейного жизнеустройства, является образ семьи, сформировавшийся у ребенка-сироты до помещения его в специализированное учреждение. От того, насколько семья является личностно значимой, какова мера ее принятия ребенком, насколько полно она представлена в общей структуре его представлений о своей настоящей и будущей жизни, может зависеть степень активности ребенка при создании собственной семьи в дальнейшем.

Учитывая современные тенденции психологической науки и реалии практики, понятие «образ семьи» остается еще недостаточно разработанным и обоснованным теоретически, актуальным остается запрос на разработку и научное обоснование методических приемов исследования и формирования образа семьи у детей, оставшихся без попечения родителей, в ситуации семейного жизнеустройства.

На образ семьи у воспитанников детского дома сильно влияют средства массовой информации, иногда это единственный источник информации о семье, если ребенок с рождения растет в сиротском учреждении. При этом образ семьи в картине мира ребенка, «воспитывающегося телевизором», может выглядеть относительно благополучно, но с выдуманными проблемами, далекими от реальности повседневной семейной жизни, с которой ребенок не знаком. Крушение иллюзий происходит тогда, когда брак в реальной жизни уже создан. И, оказывается, семья – это огромный труд. Как результат – большое количество разводов среди пар воспитанников интернатных учреждений.

К критериям (показателям) сформированности образа семьи у воспитанников интернатных учреждений относятся:

  • наличие представлений о составе семьи, семейных ролях, семейных обязанностях;
  • понимание значимости семьи в жизни человека;
  • эмоциональный отклик на образ семьи;
  • готовность выполнять в играх семейные роли;
  • ориентированность образа будущей семьи на нравственно-этические принципы;
  • интерес к проигрыванию семейных ролей;
  • степень самостоятельности в организации деятельности, связанной с образом семьи;
  • стремление иметь в будущем свою семью.

 

Сущность образа семьи характеризуется совокупностью представлений, имеющих прогностическое значение, о составе семьи, семейных ролях, домашнем хозяйстве, ценностного отношения к семье, мотивации иметь в будущем свою семью.

Однако на каждом этапе психического развития существует свой особый образ семьи. При этом на разных ступенях онтогенеза у ребенка может быть как два образа семьи: «своя» и «идеальная», так и один, обобщенный (совмещенный) образ семьи. Особенности образа семьи непосредственно связаны со спецификой развития самосознания ребенка, социальными условиями.

С учетом того факта, что в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, присутствует, в основном, негативно окрашенный опыт семейных отношений в период до поступления в интернат или отсутствует таковой вообще, ввиду того что от детей отказались родители, можно выделить следующие компоненты структуры образа семьи:

  • ценностный (ценностное отношение к семье, понимание ее значимости в жизни человека);
  • знаниевый (знания о составе семьи, о семейный ролях, обязанностях по ведению домашнего хозяйства);
  • мотивационный (стремление иметь семью, воспитывать в себе качества будущего семьянина).

 

Ценность формирования «образа семьи» у ребенка заключается в том, что она определяет степень социализации ребенка, ориентируя его на усвоение семейных ролей (мужа и жены, отца и матери), на этические принципы семьи (любовь, взаимное уважение и поддержка).

 

Н.П. Васюк, Начальник отдела организации работы

по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет