A- A A+

Роль семьи в развитии личности

Просмотров: 255

Семья – поистине высокое творенье,

Она заслон надежный и причал,

Она дает призванье и рожденье,

Она для нас основа всех начал!

Е.А. Мухачева

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка. В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения, научается общаться и жить среди людей. И не важно, какая это семья, родная или приемная, важно то, что семья для ребенка – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать.

Любой ответственный родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком, личностью, чтобы они могли гордиться им и радоваться его победам. Значение и понятие слова «личность» имеет великое множество толкований, и все они довольно абстрактны и расплывчаты. В данной статье личность будет рассматриваться как набор уникальных, индивидуальных черт характера, как врожденных, так и приобретенных в результате воспитания и взаимодействия с другими людьми.

Какие же качества необходимо развивать в ребенке для того, чтобы воспитать достойную личность?

Одним из главных компонентов развития успешной и гармоничной личности является духовность. Сюда входят: сопереживания (эмпатия), эстетическое восприятие, ответственность за свои поступки (совесть), уважение к чужой жизни, саморегуляция (управление собственными действиями), целеустремленность.

Познание мира через красоту

Умение замечать красоту во всех её проявлениях, будь то красота природы, во внешности или красота поступков – важный компонент развития духовности.

Развитие способности восприятия красоты – это основа для развития интеллекта ребенка и познавательной деятельности. Как же помочь ребенку видеть прекрасные стороны жизни? Гуляя с детьми, постоянно обращайте его внимание на самые обычные, на первый взгляд, предметы и старайтесь высказывать свое отношение к ним. Разговаривайте с ребенком. Очень полезно это делать в форме игры. Например, попросите ребенка внимательно оглядываться по сторонам, когда вы идете по городу, пускай малыш найдет десять достопримечательностей и опишет их вам.

Воспитание ответственности

Воспитать в ребенке чувство ответственности за свои поступки – очень важно, и взрослые это понимают. Как это сделать как бы невзначай? Родители часто сталкиваются с просьбами ребенка купить ему щенка (котенка, хомячка, рыбок…). Удовлетворите эту просьбу, пусть ребенок учится ответственности за другое живое существо. В самом начале покажите ему, как правильно ухаживать за животным (кормить, убирать). Важно, чтобы малыш понял, что он в ответе за животное, которое приручил. Не забывайте напоминать ребенку о его обязанностях, но ни в коем случае не делайте всё сами

Уверенность и самоуважение

Самооценка формируется в детстве, поэтому чаще стоит хвалить ребенка за его успехи, пусть даже небольшие. Всё должно быть в меру: не перехваливайте.

Каждая ваша оценка, будь то похвала за удачно выполненную работу или рисунок, всегда должна быть искренней, правдивой и объективной. Дети тонко чувствуют эмоции, и, например, если вы лишь скользнули взглядом по рисунку и стали рассказывать какой он прекрасный и т.д., будьте уверены – пройдет немного времени, и ваша оценка станет менее значимой для малыша.

Навыки общения

От успешного общения в нашей жизни зависит многое. Людей, способных поддержать разговор на разные темы, – высоко ценят. Как же помочь ребенку с ранних лет научиться эффективно общаться?

Ключ ко всему – юмор. Есть люди, с которыми всегда легко и весело, они фонтанируют шутками и анекдотами, рассказывают интересные истории. В детском мире – всё точно так же. Дети предпочитают дружить с тем, с кем им интереснее и веселее. Угрюмых людей не очень любят или попросту игнорируют...

Больше веселитесь с ребенком: устраивайте домашние спектакли, представления, маскарады. Смейтесь, пускай ваш ребенок не боится выражать эмоции. Сдерживать их он еще научится в будущем, а детство – это пора шуток и безудержного веселья.

Разговаривайте со своим ребенком, помогите ему научиться вести беседу. Можно посредством диалога проигрывать различные жизненные ситуации. Например, вы в роли знакомой девочки (мальчика) вашего ребенка. В ходе общения старайтесь употреблять новые слова, обороты, простые шутки, которые кроха сможет потом использовать в реальном общении со сверстниками.

Творчество

Потребность ребенка творить – одна из главных в детстве. Детям хочется рисовать, лепить фигурки животных из пластилина и обязательно, чтобы взрослые оценили, похвалили за труд и старание. Сейчас в любом детском магазине можно найти огромное количество наборов для творчества, которые вы можете приобрести за сравнительно небольшие деньги. Так вы проведете прекрасный вечер, сшивая мягкие игрушки, составляя мозаику или занимаясь резьбой по дереву. Варианты не ограничены, вы имеете возможность всецело развить таланты ребенка.

Гармоничное и всестороннее развитие ребенка возможно лишь в благоприятном семейном микроклимате. Душевная семейная обстановка является лучшим терапевтическим средством для детей-сирот, познавших множество трудностей на своем пути.

Приемная семья – это, прежде всего, профессиональная семья, по поручению государства грамотно воспитывающая детей, оставшихся без попечения родителей. Главной целью приемной семьи является создание оптимальных комфортных условий для социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и подготовки их к самостоятельной жизни в обществе.

Для каждого малыша чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку важно осознавать себя «сыном» или «дочкой». В этом случае душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни.

Чужая жизнь, тоска…тоска…

Испуганные детские глазенки…

И только наша добрая рука

Поможет не пропасть ребенку.

 

Используемые источники:

  1.  Воспитание и творческое развитие личности: проблемы, пути решения: Материалы 4 Международных Бакушинских педагогических чтений. Ч. 4. – Белгород, 2011 – 134 с.
  2.  Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова , М.В. Быкова // Вопросы психологии, 2000 – № 3. – с.3.
  3.  Родительские собрания. 10-11 классы: практикумы, семинары / авт-сост. И. А. Руднева, И. В. Понькина. – Волгоград: Учитель, 2008 – 102 с.
  4.  Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе (Родительские собрания, беседы, практикумы, праздники) / Сост. Н.А.Касаткина – Волгоград: Учитель, 2004 – 95 с.
  5.  http://nsportal.ru/
  6.  http://otherreferats.allbest.ru/

 

Т.В. Дворецкая, ведущий специалист, методист отдела

по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет