A- A A+

Профилактика самовольных уходов из дома

Просмотров: 324

Почему возникают ситуации, когда приемный ребенок уходит из дома, где, казалось бы, ему создают все условия?

Причинами самовольного ухода из дома, в первую очередь, является ослабленный контроль со стороны взрослых, не внимание к потребностям, интересам ребенка, недостаточная организация свободного от учебы времени. Эта поведенческая реакция выражена в явной потребности автономии - это своеобразная форма протеста или обиды на родителей, педагогов, сверстников, опекунов. Она может быть мотивированной и немотивированной.

Немотивированные причины:

Попустительский стиль воспитания в прежней семье или полное отсутствие воспитания, когда ребенок был предоставлен сам себе, раннее бродяжничество, безответственность, недостаток внимания со стороны взрослых, эмоциональная холодность к переживаниям близких.

Если раньше никто не беспокоился, где, с кем и сколько времени ребенок находится вне дома, то теперь ему трудно понять — с чего это вдруг о нем беспокоятся? У таких детей может сформироваться привычка уходить из дома по любому поводу, а также проявиться ностальгия по прежним условиям жизни, сверстникам, друзьям, персоналу учреждения.

Мотивированные причины:

  1.  Трудности адаптации к новым условиям: несоответствие новых условий и требований с тем, к чему привык ребенок.
  2.  Гиперопека — желание освободиться от всепроникающего контроля взрослых и защитить свое личное пространство.
  3.  Страх наказания за совершенные проступки — отсутствие доверия к ребенку, непоследовательность в действиях взрослых.
  4.  Тревога не оправдать ожидания взрослых, эмоциональная усталость от необходимости быть «хорошим» или «соответствовать» завышенным требованиям в соответствии с личностными возможностями.
  5.  Школьная тревожность и проблемы со сверстниками — низкая способность сопротивления трудностям и чувство обреченности развивает в ребенке стремление к одиночеству.
  6.  Удовлетворение собственных амбиций: подростковый максимализм, самоутверждение, поиск авторитетов.
  7.  Негативное влияние социума: сомнительные компании, ранняя наркотическая и алкогольная зависимость и др.
  8.  Жестокое обращение в семье: физические наказания, моральное унижение как личности, психическое давление. Это может привести не только к уходу из дома, но и уходу из жизни.

 

Что нужно делать, чтобы не допускать уходы из дома:

  1.  Будьте внимательными к ребенку: принимайте его таким, какой он есть. Для ребенка, пережившего различные психологические травмы в раннем детстве, очень важно принятие со стороны приемных родителей и других членов семьи.
  2.  Разговаривайте с ребенком на языке принятия: оценивайте его поступки, а не личность; временные, а не постоянные неудачи. Оценка поступка: «Мне жаль, что ты не поделился с сестрой...», оценка личности: «Ты жадный мальчик!...».
  3.  Не допускайте позиции временного непринятия: «Сегодня у тебя это задание не получилось...», постоянного: «У тебя никогда ничего не получается!».
  4.  Находите время поговорить «по душам», поинтересуйтесь успехами ребенка, его тревогами. Поддерживайте радость общения.
  5.  Ребенок должен почувствовать, что он кому-то нужен, что его личные переживания могут быть еще кому-то важны. Не отбивайте у ребенка желание советоваться с вами.
  6.  Старайтесь постепенно изменить образ жизни, а не быстро переломить его характер и привычки. Помните: «Терпенье и труд — все перетрут», «Капля по капле и камень точит».
  7.  Растите вместе с ребенком. Многие «капризы» подростков можно понять и принять, если знать психологические мотивы и возрастные особенности поведения. Не стесняйтесь обращаться к специалистам, читайте больше литературы.
  8.  Никогда не угрожайте ребенку, что отправите его обратно, если он сделает что–либо не так. Подросток воспринимает угрозы взрослых, как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят из дома — он уходит сам.
  9.  Не пытайтесь решить проблемы силовыми действиями – «драконовские методы» только усиливают желание ребенка вырваться из дома. В подростковом возрасте, а иногда и раньше, с 7-9-ти лет — у ребенка развито стремление к противоречию. Если ему запрещают гулять, прячут его вещи или запирают дома, не разрешают видеться и общаться с теми, кого он считает значимыми, лишают чего-то в виде наказания — ребенок приложит все силы, чтобы отстоять свою независимость — запретный плод всегда сладок.
  10.  Будьте мудрыми взрослыми.

 

Помните, что не бывает плохих детей, бывают дети, на которых у нас не хватило душевной теплоты!

 

В.А.Касамбули, ведущий специалист, методист

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет