A- A A+

Где искать истоки трудного поведения?

Просмотров: 298

Воспитание детей – это величайшая сложность и величайшая радость в жизни. Трудности при воспитании детей неизбежны, но иногда случаются ситуации, с которыми не могут справиться даже самые умные и терпеливые родители.

Поведение ребенка – это лишь небольшое отражение того, что происходит у него внутри. И если он плохо себя ведет, прежде чем расстраиваться и наказывать, нужно задуматься – почему так происходит? В чем причины трудного поведения ребенка?

Есть четыре основные причины, по которым ребенок начинает вести себя плохо.

Первая причина – попытка привлечь к себе внимание.

По сути, для ребенка не важно, плохим это внимание будет или хорошим. Главное, его заметят. И, конечно, добиться отрицательного внимания оказывается куда проще. Ведь в большинстве случаев воспитание строится на критике, а не на одобрении. И ребенок хорошо усваивает это.

Что делать?

Чтобы справиться с трудным поведением ребенка, причина которого в привлечении внимания, нужно:

  1.  Понять, что главная потребность ребенка – время, которое он хочет провести вместе со взрослыми, и это время ему нужно давать до того, как ребенок начнет бунтовать.
  2.  Стараться хвалить ребенка, но не абстрактно, а за реальные (пусть и незначительные) поступки, ведь по психологическим подсчетам для оптимального развития ребенка похвалы в его жизни должно быть в четыре раза больше, чем критики (следовательно, один раз поругав, нужно потом четыре раза за что-то похвалить).
  3.  Если без критики и неодобрения не обойтись, нужно осуждать поступок, а не ребенка, то есть не следует говорить: «Ты – плохой», лучше «Так поступать плохо».
  4.  Завести определенную семейную традицию, благодаря которой ребенок будет получать «порцию» внимания, например, обязательное чтение книжки перед сном, часовая прогулка каждый выходной по парку. Это может быть что угодно, главное, чтобы ребенок понимал, что это время – только для него.

Вторая причина – избегание неудач

Ребенок может отказаться выполнять задания, ходить в школу и вообще перестать «слушаться», а в основе этого будет страх ошибиться, потерпеть неудачу. Такой страх присущ детям с заниженной самооценкой.

Что делать?

В данном случае крайне важно развивать успешность ребенка, привлекая его к тем видам деятельности, которые ему нравятся. Когда он что-то выполняет и показывает, не нужно завышенно восторгаться его успехами, но важно проявить заинтересованность и спросить: «Тебе нравится?»

Если совершена какая-то ошибка, нужно искать положительное решение. Причем хорошо, если это будет касаться не только ребенка, но и всех семейных дел. Тогда ребенку будет проще перенять оптимизм, он начнет воспринимать философию позитивного мышления как нечто само собой разумеющееся.

Третья причина – борьба за власть

Если ребенок упрямится, своевольничает, все делает наперекор, значит, его поведение сигнализирует о том, что он нуждается в самостоятельности и самоуважении. Такое поведение часто «вырастает» при давлении со стороны родителей, приказов, ограничений, жестких рамок. В противовес авторитарному стилю воспитания нужно избрать стиль сотрудничества.

Что делать?

Родителям придется научиться давать ребенку право выбора, а не приказывать. Для начала нужно решить, что он может делать всегда самостоятельно, что стоит делать вместе с родителями, а что пока можно делать только с разрешения старших. Постепенно «совместные» дела можно переносить в статус самостоятельных. Для наглядности можно даже нарисовать с ребенком таблицу из трех соответствующих столбиков.

Четвертая причина – месть

Такой мотив возникает у ребенка тогда, когда с ним на протяжении долгого времени поступали несправедливо. Обиды и боль копились и в итоге вылились в мысль: «Раз вы мне причиняли боль, теперь я вам причиню боль».

 

Чтобы исправить такое поведение (обычно присущее трудным подросткам), нужно пытаться заново строить отношения, восстанавливать эмоциональную связь с ребенком. Нередко без помощи психолога тут не обойтись.

Часто в ситуации, когда взрослому действительно трудно с ребенком, сам ребенок может не видеть вообще никакой проблемы (если не считать нашей неадекватной, на его взгляд, реакции). Он-то ничего плохого не хочет! Меньше всего ребенок желает нас расстроить, разозлить или обидеть. Он просто ведет себя так, как ему удобнее, легче, привычней, безопасней. И искренне недоумевает, почему это мы так распереживались?

С трудным поведением надо и можно научиться справляться, если понять, как оно «устроено» и как можно его изменить, и тогда оно предстанет не катастрофой, а просто задачей, сложной, но решаемой.

Таким образом, наша борьба с трудным поведением сразу приобретет совсем другой смысл. Мы боремся не против плохо себя ведущего ребенка. Мы боремся за него и вместе с ним, помогая ему добиваться своих целей более эффективными способами.

 

Р. М. Индрисова, ведущий специалист отдела организации работы

по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет