A- A A+

Кризисы взросления. Как быть и что делать?

Просмотров: 285

Возрастные кризисы у детей – принять как есть или бороться? Развитие человека происходит на протяжении всей жизни, начиная с момента рождения. Ребёнок рождается, познаёт мир, развивается физически, интеллектуально, психически, духовно и каждый новый этап человеческой жизни, сопровождается кризисами и переменами.

Можно сказать, что «кризис» – это свойственное состояние для каждого растущего человека, возникающее на стыке двух возрастов и свидетельствующее о завершении одного этапа развития и начале следующего. В такие периоды у человека появляются новые потребности, меняется поведение.

Хочется подробнее остановиться на кризисах взросления ребёнка, т. к. это непростой процесс, требующий от родителей терпения, выдержки и такта. Сразу хочется успокоить родителей, ничего страшного не происходит, ребёнок развивается, взрослеет, и это невозможно без кризисов. Более того, именно кризисы говорят о том, что взросление ребёнка идёт правильным путём.

За период детства человек переживает пять возрастных кризисов: кризис новорожденности, кризис одного года, трёх лет, семи лет и кризис подросткового возраста. Нужно учитывать, что название кризисов достаточно условны, т. к. каждый ребёнок индивидуален в своём развитии, поэтому и время наступления возрастного кризиса тоже колеблется. Рассмотрим эти периоды подробнее.

Кризис новорожденности выражается в растерянности малыша, когда он только приходит в новый для него мир. В этот период очень важно, чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности. Мама должна приложить к этому максимум усилий и окружить малыша заботой, любовью.

Кризис первого года – период жизни малыша, когда он начинает активно проявлять свой характер и бороться за место в жизни. Это некое подготовительное испытание для родителей перед остальными переходными этапами во время взросления. Малыш многому учится, начинает проявлять самостоятельность, становится хозяином в том пространстве, которое уже освоил. Если родители будут противостоять такой самостоятельности, ребёнок будет ещё сильнее противиться, устраивать истерики. Если же родителям удаётся сломить малыша, он станет нерешительным и робким и это повлияет на его дальнейшее развитие и жизнь. Поэтому роль взрослых заключается в том, чтобы быть рядом с ребёнком, направлять, помогать, переключать, если это необходимо, на другой вид деятельности, но не лишать желания его познавать окружающий мир.

Кризис трёх лет – желание заявить о себе «Я сам», привлечь к себе внимание. Ребёнок становится капризным, непослушным, старается всё сделать наоборот. На самом деле, он пытается активно познавать мир, пробовать новые виды деятельности (помогать маме резать салат, папе - забивать гвозди, подстригать любимого кота), доказать, что он уже большой, всё может сам. Часто реакция родителей на это – запреты, наказания. Здесь важно не запрещать ребёнку, а объяснять, давать самому попробовать и узнать, что нож острый, им можно порезаться, огонь горячий, им можно обжечься, нельзя обижать животных – им больно. Нужно предлагать ребёнку замену, например, вместо резки салата дать возможность перемешать его и посолить. Если ребёнок капризничает, его отвлечь, переключить на другой вид деятельности. Стоит предоставлять ребёнку выбор в том, в чём можно. Например, он хочет садиться есть. Не спрашивайте его, «хочет ли он есть», а предложите выбрать, есть за своим столиком или за общим. Дети часто выбирают взрослый стол, потому что им кажется, что удобные стульчики для кормления малыша им уже малы, и они очень взрослые для таких столиков. Самое главное – удовлетворять потребность ребёнка в самостоятельности. В этом случае кризис будет проходить в более мягкой форме. Трёхлетние дети ожидают от близких людей признания своей независимости и самостоятельности. Поэтому расширяйте права и обязанности малыша. Позволяйте в разумных пределах проявить свою самостоятельность.

Кризис семи лет – осознание ответственности, самостоятельности, начало школьной жизни. Ребёнок идёт в школу, ему не просто перестроиться с режима, который был в детском саду. Теперь ему надо учиться общаться с учителями и одноклассниками, возможно, самостоятельно ходить в школу и обратно. В это время нельзя твердить ребёнку, что он уже большой. Он всё ещё ребёнок и нуждается в родительской ласке и заботе. Чаще стоит разговаривать с ним, обсуждать прожитый день, успехи и неудачи. Это поможет ему лучше разобраться в различных ситуациях, а родителям понять, что с ним происходит, какие есть проблемы.

Пусть ребёнок посещает кружки и секции после школы: замкнутым и необщительным детям это поможет раскрепоститься, а активные смогут направить свою энергию в нужное русло.

Кризис подросткового возраста (13-15 лет) – самоутверждение, признание себя как личности. Подростки отличаются максимализмом, они ещё не взрослые, но уже не дети. В этот период стоит перестать опекать его, стараться не вмешиваться в отношения с друзьями, не пытаться решить проблемы за него. Хорошо, если в семье сложились доверительные отношения, ребёнок делится своими проблемами и переживаниями. Надо уметь выслушать подростка, не навязывать свою помощь, а подсказать, как следует себя вести в тех или иных обстоятельствах. Ребёнку в этом возрасте нужно предоставить определённую свободу, но в то же время не отталкивать его, чтобы он всегда мог положиться на родителей.

Если вы хотите иметь со своими детьми хорошие и дружеские отношения в любом возрасте, вам необходимо «взрослеть» вместе с ними, разделяя и понимая проблемы каждого возраста.

Помните, ваш ребёнок – неповторимая личность. В любом возрасте не переставайте любить своих детей, и только тогда возрастные кризисы пройдут спокойнее, а дети вырастут по-настоящему счастливыми.

 

С.А. Черноусько, ведущий специалист, обособленного

подразделения отдела организации работы по развитию

семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет