A- A A+

Если ваш ребенок – подросток

Просмотров: 232

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, свои сложности. Не исключением является и пубертатный возраст.

Подростковый период – (подростковый происходит от латинского adolescere, что дословно значит «превращаться во взрослого») это промежуточная ступень между детством и зрелостью. Он (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода значительно варьируются. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинается он с кризиса и весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых.

Часто родители обеспокоены наступлением подросткового возраста у ребенка. На то, как будет проходить этот период, влияет характер самого ребенка и меры воспитания, принятые родителями.

Основные психологические новообразования и проблемы,проявляющиеся в подростковом возрасте:

1. Формирование нового образа физического «Я» по причине эндокринных изменений в организме, непринятие своей внешности, проявляющееся в эмоциональной нестабильности. Это порождает огромную внутреннюю тревогу, связанную с изменением телесного и психологического уклада, появляются приступы агрессии, с которой подросток не всегда может справиться.

2. Формирование «Я-концепции», нового образа себя, чувства взрослости, ценностных ориентиров, отношения к себе, как к взрослому – главное новообразование этого возраста. Приобретается дух независимости, свободы от внешнего контроля.

3. Реакция эмансипации как форма независимости от взрослых, которая проявляется в повышенной конфликтности, непослушании. При формировании доверия между родителями и ребенком устанавливаются отношения «взрослого типа», основанные на взаимной заботе и ответственности за собственные решения.

4. Нестабильность развития познавательной сферы. У одних повышается учебная мотивация как способ повышения своего авторитета, утверждения своей позиции, особенно, если взрослые хвалят, поощряют; у других снижается в случае неуспешности, и тогда начинается поиск других форм самовыражения в социуме.

5. Формирование ценностных ориентаций, оказывающих определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию, мировоззрение подростка. Психологической основой его ценностных ориентаций является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений, соответственно, ценности носят непостоянный характер, меняются в процессе деятельности.

6. Влияние родителей, близкого окружения на развитие самооценки подростка, его самосознания, которые являются регулятором поведения и деятельности.

Обобщить вышеизложенные положения можно словами великого философа Сократа о подрастающем поколении, которые не потеряли своей актуальности через 2,5 тысячи лет: «Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они выказывают неуважением к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей...».

Но поведение ребенка во время подросткового периода не обязательно имеет негативный характер. Оно проявляется лишь в отдельных жизненных ситуациях, прежде всего, как реакция на негативное влияние среды (семейные конфликты, психологически некомфортную атмосферу в школе). Поэтому родителям и педагогам необходимо выстроить позитивную стратегию воспитания и следовать ей с самого раннего подросткового возраста.

Рекомендации, направленные на формирование конструктивных отношений между детьми и взрослыми:

1. Воспитательные меры проводятся в позитивном настроении, в спокойной удобной обстановке.

2. Система требований, правил и санкций, их нарушение, а также поощрение обсуждается и принимается вместе с ребенком.

3. Задачи, ставящиеся перед ребенком, должны быть конкретными, но не содержащими готовые решения. Каждый успех вознаграждается похвалой.

4. Оценивается поступок, а не личность ребенка, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.

5. Посещение подростком школы обязательно контролируется родителями. Заранее обговариваются уважительные причины пропусков занятий.

6. Домашние обязанности подростка определяются с учетом его интересов и занятости.

7. Соблюдение семейных традиций – фундамент формирования у ребенка правильных жизненных ценностей.

8. Пропаганда ценности спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены – залог физического здоровья.

Безусловно, любовь и доверие родителей – важнейшее средство воспитания детей, но если есть вопросы, то просто необходимо своевременно обратиться к детскому психологу для получения профессиональной консультации. Не надо ждать, когда проблема разрешится сама собой, надо получить компетентную помощь у специалистов, и тогда у вас все получится.

 

И.В. Шулик, ведущий специалист, методист

отдела организации работы по развитию семейных форм устройства

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет