A- A A+

О чем говорят детские рисунки

Просмотров: 238

Все знают, что дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения. А между тем, посмотрев внимательнее на самый обычный рисунок, приемный родитель может увидеть все, что творится в душе ребенка. Потому что рисунок для ребенка – это не только искусство, а прежде всего речь.

Давайте попробуем разобраться.

Доверьтесь своим впечатлениям. Почувствуйте, какое настроение передает рисунок: теплое, приятное или грустное, тревожное. Если впечатления негативные, можно предположить какой-то психологический дискомфорт у ребенка. Однако не стоит пугаться и делать поспешные выводы. Возможно, ребенок кем-то обижен или плохо себя чувствует. Эмоциональные переживания малыша обычно яркие и кратковременные, но они могут оказывать влияние на его творчество.

Обратите внимание на цвет рисунка. Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению. Яркие и сочные оттенки часто указывают на то, что и кого ребенок любит. А персонажей, к которым испытывают негативные эмоции, дети рисуют черным или темно-коричневым цветами. Использование только простого карандаша (при наличии выбора) говорит о том, что в жизни ребенка не хватает ярких красок, положительных эмоций.

Отнеситесь внимательно к расположению рисунка. Уверенные в себе дети располагают рисунок в центре. Изображение в верхней части листа говорит о завышенной самооценке, что обычно характерно для младших детей. «Мелкий» рисунок, находящийся в нижней части листа, подскажет родителю о заниженной самооценке ребенка.

Посмотрите на линии и штриховку рисунка. Иногда весь рисунок или какая-то из его частей интенсивно штрихуется. В таких случаях можно предположить повышенную тревожность юного художника. Слабый нажим карандаша встречается у детей чувствительных и склонных к быстрому утомлению. Дети, у которых легко меняется настроение, рисуя, часто меняют нажим. Импульсивные дети не доводят линии до конца или наоборот, рисуют размашисто.

Количество элементов и их качество зависят от возраста юного художника, на эти же критерии ориентируются при оценке умственного развития. «Рисунок человека» трехлетнего ребенка в норме выглядит как «единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. К четырем годам ребенок обычно изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками-палочками. На рисунках пятилетних детей появляется голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет к вышеперечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно). К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как волосы, одежда, а руки и ноги изображают двойными линиями.

Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить признаки агрессии: большие кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Иногда кажущаяся враждебность, может быть выражением защитной формы поведения ребенка. Взрослым следует разобраться, что является для ребенка источником повышенной эмоциональной опасности.

           Внимательные взрослые всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение.

Рисуйте чаще со своими детьми! И вы узнаете их лучше!

Литература:

  1. Берне Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М.,2000.
  2. Бук Дж. Тест «Дом – Дерево – Человек» (ДДЧ). Проективная психология. М., 2000.
  3. Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 1996.

Чичко Юлия Валерьевна,

Черевиченко Дина Валерьевна,

ведущие специалисты обособленного подразделения

отдела организации работы по развитиюсемейных форм

устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет