A- A A+

Социально – психологические факторы развития конфликтной ситуации в семейных отношениях

Просмотров: 321

Понимание – начало согласия.

Б.Спиноза

             Сегодня проблема конфликта в семье значительно «помолодела»: если раньше период интенсивных конфликтов приходился преимущественно на подростковый возраст, то сегодня обострение отношений между родителями и детьми наблюдается уже в дошкольном возрасте и, зачастую, требует психологического, педагогического, а иногда и медицинского вмешательства. Конфликты выходят за рамки семьи, затрагивая окружающих людей (воспитателей, учителей, сотрудников на работе, сверстников) и ухудшая состояние психического здоровья всех участников конфликта.  

Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается тремя группами причин, обусловленными:

– трудовым процессом, обязанностями в семье;

– психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями родителей, психологической коммуникацией и т.д.;

– личностной особенностью членов семьи, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.

            В конфликтных ситуациях поведение членов семьи подразделяется на пять категорий:

– доминирование (подавление другого);

– уступчивость (подчинение другому, например, мать полностью подчиняется желаниям и интересам ребенка);

– избегание (уход от конфликта, обе стороны не стремятся к разрешению конфликта, а делают вид, что его не существует);

– компромисс (исход конфликта в какой-то мере устраивает обе стороны, но ни родитель, ни ребенок не чувствуют полного удовлетворения);

– сотрудничество (обе стороны удовлетворены исходом конфликтной ситуации).

В случаях, когда избежать конфликта не получается, нужно встретить его спокойно, с установкой на скорейшее конструктивное разрешение и удовлетворение обеих сторон. И тут на первый план выходит не столько предотвращение конфликтов, сколько управление ими.

Нередко родители принимают за конфликты ситуации, когда они чем-то недовольны или, когда ребенок отстаивает свое мнение, вступая с ними в спор.  Для ребенка же очень важно принятие со стороны родителей и других членов семьи. Конфликтные ситуации, возникающие в процессе роста и развития ребенка, а также конфликты между родителями, вызывают в его психике негативные последствия, что в дальнейшем отражается на его социальной активности и адаптации в социуме. 

            Зачастую конфликтные ситуации возникают на почве нежелания ребенка выполнить просьбу (задание) взрослого, что создает для родителей наибольшие трудности в воспитании. Взрослым нередко хочется, чтобы дети беспрекословно выполняли их приказы и поручения. Дети часто выражают претензии, а мудрым родителям надо постараться вывести ситуацию из зоны конфликта.

            Профилактика, предупреждение и разрешение семейных конфликтов зависит от отношения к ним. Прежде всего, нужно научиться правильно действовать во время ссоры:

            – определите проблему. Четко и спокойно сообщите домочадцам, что вам нужно, обращая внимание на свой тон и слова, которые вы выбираете, чтобы выразить свои чувства;

            – выслушайте противоположную сторону, причем больше слушайте, меньше говорите, демонстрируйте интерес к мнению оппонента;

            – если дискуссия накаляется и начинает перерастать в ссору, сделать перерыв, чтобы все могли «остыть» и вернуться к спокойному обсуждению проблемы;

            – предложите решение проблемы и коллективно согласуйте его;

            – примените решение на практике. Постарайтесь действовать в соответствии с решением для того, чтобы конфликт был исчерпан.

            Наиболее предпочтительной формой выхода из конфликта является сотрудничество, возможное лишь тогда, когда стороны взаимно будут учитывать интересы друг друга. Маленькие дети не всегда понимают интересы родителей, поэтому взрослым лучше занять более активную позицию в разрешении конфликта. Конфликт – это всегда взаимодействие, в нем присутствуют две стороны, и действия одной влекут действия (или противодействия) другой.

Использованная литература:

  1. Скотт Д.Г. «Конфликты. Пути их преодоления». г. Киев «Внешторгиздат», 1991г.
  2. А. Аграшенков «Психология на каждый день. Советы, рекомендации». г. Москва, «Вече», 1997г.
  3. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. - М., 1995.
  4.  Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М., МГУ, 1990.
  5. Конструктивное разрешение конфликтов// под ред. Васильевой В.И. - М,1999.

 

А. С. Воробьева, ведущий специалист

 обособленного подразделения

отдела организации работы по развитию

семейных форм устройства детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

в МО Белореченский район 

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет