A- A A+

Ребёнок–дошколёнок

Просмотров: 269

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет.

Довольно часто родители задают вопросы, когда начинать готовить ребёнка к школе? Нужна ли вообще подготовка к школе? Как подготовить ребёнка к школе? Нужно ли отдавать его на занятия по подготовке или готовить его к школе самостоятельно, занимаясь дома?

Самым благоприятным временем для подготовки к школе является возраст 3-4 лет. В этот период окончательно формируется личность ребёнка, дети умеют разговаривать, активно интересуются окружающим миром, впитывают в себя, словно губка, знания. Кроме того, активизируется память, закладываются задатки пространственного и логического мышления. Эмоциональная жизнь ребёнка усложняется: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства, появляются новые интересы, мотивы и потребности.

Говоря о «школьной» готовности ребёнка, имеют в виду, главным образом, его интеллектуальное развитие. Не менее важной является психологическая подготовка малыша. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением всего образа жизни ребёнка. Положение школьника создает особую моральную направленность личности ребёнка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребёнком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. То, как будет справляться ребёнок со своими школьными обязанностями, будет успешен или нет в учебных делах, имеет для него острую эмоциональную окраску.

Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности, вопросы воспитания. Вся дошкольная жизнь ребёнка и есть подготовка к школе. Не стоит перекладывать всю ответственность на детский сад и дополнительные занятия, занимайтесь также и дома.

Приступая к подготовке ребёнка к школе, начните со своей личной подготовки. Если у вас не будет определенного плана, хороших результатов вы не достигните.  Превратив занятия в домашних условиях в удовольствие для ребёнка, вы разовьете у него интерес к учебе. 

Оборудуйте удобное место для занятий.  Расскажите малышу основное предназначение тетрадок и книжек, красок и альбомов, ручек, карандашей и линеек, чтобы он смог ориентироваться, и приучите его соблюдать на столе порядок. Продолжительность занятия должна быть не более 15 минут, с большими перерывами. Чтобы приучить ребёнка к школьному графику, проводите занятия утром, после завтрака. Делайте вместе с малышом различные поделки, аппликации, рисуйте и лепите, собирайте пазлы – все это влияет на развитие моторики, ведь около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Развивайте его речь и дикцию, просите после каждого просмотра мультфильма или прочитанной сказки попробовать пересказать увиденное и услышанное. Не будет лишним поинтересоваться его мнением, чтобы научить высказываться и анализировать.

Физическому развитию ребёнка вы также должны уделять внимание. Если есть такая возможность, организуйте ему спортивный уголок. Приучайте его к самостоятельности и определенным правилам безопасности как дома, так и на улице.

Важно, чтобы до школы у ребёнка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми – и со взрослыми, и с детьми. Предоставляйте ему возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Учите ребёнка не теряться, когда его критикуют или дразнят, старайтесь выработать устойчивую положительную самооценку, научите его выражать свои потребности словами.

Не злитесь на ребёнка, если он чего-то не понимает, лучше спокойно объясните. Ваша поддержка и правильная организация обучения помогут в домашних условиях подготовить малыша к школе.

 Оценить развитие и готовность ребёнка к школе можно самим или же обратиться к детскому психологу. Существуют специальные тесты для диагностики будущего первоклассника. Такие тесты обычно проверяют:

  • развитие памяти;
  • чистоту произношения, умение повторять сложное слово;
  • развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинке, пересказать услышанное);
  • готовность руки к письму;
  • развитие логического мышления;
  • общие познания ребёнка об окружающем мире;
  • элементарные математические навыки и т.п.

Оценивают также, как ребёнок общается со сверстниками и со взрослыми, что привлекает его в школе (получение новых знаний или же просто внешние атрибуты: новая форма, рюкзак, пенал и т. п.).

Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:

  1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют взрослые.
  2. Учитывается принцип «от простого к сложному». Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель.
  3. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал вот так (показ, объяснение), то было бы еще лучше».

Готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, в понимании ребёнком смысла учебных задач, навыках самоконтроля и самооценки, развитии волевых качеств, умении наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Литература:

Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку? Справочник для неравнодушных родителей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003.

http://azps.ru/.

NeBolet.com.

 Н.В. Чеченина,

ведущий специалист, методист

отдела организации работы по развитию

семейных форм устройства детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет