A- A A+

Как повысить самооценку ребенка

Просмотров: 279

В реальной жизни мы постоянно сталкиваемся с тем, что сравниваем себя с другими людьми, и на основе этого сравнения у нас формируется мнение о себе самом, о своих возможностях и способностях. В ходе этого сравнения формируется самооценка, начиная с самого раннего детства, и основывается сначала на оценках взрослых, а далее – своих сверстников.

Что же такое самооценка?

Самооценка – это умение слышать самого себя, принимать свои чувства, способность проявить их во взаимодействии с другими людьми. Здоровая самооценка – это умение действовать, опираясь на свои ощущения и чувства. Самооценка является центральным звеном в структуре личности ребенка. Самооценка представляет собой именно то, что ребенок думает о себе, как он смотрит на жизнь и возможности развития в будущем.

Зачастую родители совершенно не задумываются о том, что сравнением они могут нанести вред дальнейшей жизни ребенка, так как дети по-разному воспринимают сравнение: одни ощущают себя совершенно ни на что не способными, другие, наоборот, считают, что они лучше всех и всего добьются. Самооценка влияет не только на отношение человека к жизни, на его сферу интересов и будущие перспективы, но и на отношение окружающих. Это может проявляться в манере себя вести, разговаривать и часто затмевает реальные достоинства и недостатки ребенка.

В поведении ребенка разные виды самооценки могут проявляться по-разному.

Так, детям с адекватной самооценкой свойственны такие качества, как активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт. Такие дети охотно участвуют в разных видах деятельности. Если такая деятельность имеет состязательный характер, то дети, оказавшись в проигрыше, не будут обижаться.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда ребята, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают неудачи близко к сердцу, если им это не удается.

При завышенной самооценке дети стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать, что он самый лучший и все должны его слушаться. Он часто бывает агрессивен с теми сверстниками, которые тоже хотят быть лидерами.

На разных этапах развития детей самооценка может меняться: понижаться или повышаться. Это зависит от многих факторов: атмосферы в семье, окружения, характера ребенка и т.д.

Как же развить у ребенка положительную, объективную и здоровую самооценку?

Для того, чтобы развить или повысить самооценку ребенка, необходимо следовать следующим правилам:

– чаще говорите слова любви, обнимайте и целуйте его (важным фактором в становлении «маленькой личности» является любовь родных и близких людей);

– научите ребенка правильно оценивать себя (ему необходимо научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны, а затем уже себя) – это можно сделать с помощью просмотра (чтения) сказок, мультфильмов, где ребенок сможет оценить поведение героев и для себя определить, какое поведение ему ближе (хотел бы быть похожим или непохожим);

– меньше критикуйте ребенка и старайтесь каждый день находить в его поступках, делах, действиях положительные моменты, за которые можно похвалить, даже за самые незначительные;

– дайте понять ребенку, что он самостоятельный, и не стремитесь решать за него все его проблемы, пусть сам выполняет доступные ему поручения, а если не будет получаться, помогите ему, но не выполняйте всю работу за него;

– не требуйте от ребенка невозможного, ставьте реальные цели, которые он может достичь сам, не прибегая к помощи взрослого. И помните, что сложное задание, которое не под силу ребенку, может уничтожить в нем уверенность в собственных силах и желание двигаться дальше;

– старайтесь всегда поддерживать ребенка во всех его начинаниях;

– не сравнивайте ребёнка с другими детьми, лучше сравнивайте его с самим собой, с тем, каким он был вчера и будет завтра. Следуя данным правилам, мальчик станет сильным, волевым, умным, а девочка – привлекательной и уверенной умницей.

Список литературы:

  1. Шипицына Л.М. «Психология детей-сирот»: – СПб., 2005 – 200 с.
  2. Мухина В.С. «Детская психология» М.: Просвещение, 1985.—178 с.
 
 А.А. Самсыка, ведущий специалист, методист отдела
организации работы по развитию семейных форм
устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет