A- A A+

Сказочная безопасность. Как обучать ребенка безопасности по народным сказкам

Просмотров: 368

Сказкотерапия способствует развитию самосознания ребенка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и о мире. Принципы сказкотерепии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных сложных ситуаций. Сказка для ребенка это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, эмоционального и телесного опыта. То, что проиграно, или прожито, или понятно в сказке, ребенок может непосредственно сделать частью своего опыта так же, как если бы это было прожито им в жизни. И этот опыт позволяет ребенку усвоить правильные моральные нормы и ценности, различить добро и зло.

Все мамы во все времена пели и  поют своим детям колыбельную «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придёт серенький волчок и ухватит за бочок...». Слушая, ребенок усваивает важнейшее для него понятие – край.

«Край» – это некая черта, граница, тот предел, за которым таится нечто неведомое для ребенка, а потому опасное. Там, за «краем», находится чужая «земля», на которую вторгаться нельзя. Там, за краем, – «серенький волчок», который является символом неизведанного и коварного.  Со временем «своя» территория начнёт для ребенка расширяться. Сначала до размера комнаты, потом  до размера квартиры, «своего» двора... К году ребенок встанет на ножки и пойдёт. Но, приближаясь к границе «своего», то есть освоенного им пространства (к тому самому краю), он насторожится, ведь он уже усвоил – новое и неизвестное обязательно должно быть проверено на наличие «сереньких волчков».

Ну а что случится, если всё-таки зайти за край? Да ещё одному, да ещё без спроса? И об этом он уже знает. Из песенки про серенького козлика, например, которому вздумалось «в лес погуляти». «Что с ним случилось? – «остались от козлика рожки да ножки». Или из сказки про колобка, которому тоже вздумалось...Такие сказочные «инструкции по безопасности» перетекают от напевки к присказке, от присказки к сказке и растут вместе с детьми.

Насторожить ребёнка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам – вот чему родители могут научить своего ребёнка благодаря сказкам.

У маленьких детей воображение ещё не развито в достаточной мере, и поэтому младенец не будет пока особо переживать за обманутого колобка: он пока не понимает, что значит «быть проглоченным» и «умереть». Для него по сути – это одно и то же. Его может еще не пугать, что «рожки да ножки» остались, а козлик исчез, как не существуют для него предметы, когда они исчезают из поля его зрения. Ребенку поначалу всё равно, что говорят его родители – его завораживает сам ритм речи, голос, интонации. А вот они-то могут быть разными! И именно голос настораживает ребенка!  Сначала он смутно, потом всё яснее и чётче осознаёт – что-то тут не так. Ребёнок вслушивается, и что-то откладывается в его памяти, и постепенно он запоминает очень нужные предостережения и правила поведения – правила безопасности. И усваивать он их должен еще задолго до того, как придёт пора пугаться. Причём важная для детей информация подаётся в самой доступной для них форме – в образах и символах. А это оказывает воздействие не на разум ребенка, а на подсознание, ведь то, что ребенок прочно бессознательно усвоил в раннем детстве останется с ним на всю жизнь.

В сказке всё сказано и всё объяснено.  Задача родителей – лишь акцентировать внимание ребенка на нужных местах. Маленькие дети буквально «срисовывают» со своих  родителей отношение к чему- или кому-либо. Поэтому родителям после прочтения сказки очень важно показать ребенку своё отношение к поступкам беспечного сказочного героя, не ругая, не принижая его достоинств, а давая оценку только его поведению.  Ведь никто в сказке колобка не осуждает. И это отличный пример для родителей – не осуждая ребёнка, они могут лишь осудить поступок, который он совершил, и дать ему правильные ориентиры на будущее.  Родителям нужно постараться помочь своему ребёнку понять, в чём же ошибка колобка, что он сделал неправильно и что надо было сделать, чтоб лиса его: «Ам!» –  и не проглотила. И что делать, чтобы не оказаться в подобной ситуации? Побеседовать о волчках и колобках не поздно, когда ребёнку и 3, и 5 лет. И родители могут углубить его знания по этой же теме. Можно вспомнить вместе с ребенком и другие народные сказки, задав следующие вопросы:

А какие ещё сказочные герои путешествовали одни, без взрослых?

Кто не послушался и попал в беду?

А что надо было сделать этому герою?

Кто его спас?

Как бы ты поступил на его или её месте?

С помощью сказок ваш ребенок прочно усвоит, что уходить, убегать без спросу нельзя, разговаривать с незнакомыми людьми нельзя, что добрый с виду незнакомец может оказаться злым, опасным и может обидеть.

Почаще задавайте своим детям очень хороший вопрос: «А как ты думаешь»?   Например, в сказке  «Кот, петух и лиса» что делал петушок, когда его тащила лиса за тёмные леса? А как ты думаешь, почему он не заплакал, а стал громко кричать, звать на помощь?

 И таким образом ребенок усвоит, что доверие к людям – хорошая черта, а вот слепая доверчивость опасна. Что не бывает безвыходных ситуаций, что бы ни случилось, как бы не складывались обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько подумать. Не верить лестным предложениям. А если  обманули или попал в беду, звать на помощь, кричать громче, поднимать много шума.

А чтобы от сказок была наибольшая польза, родителям желательно всегда после прочтения сказки задавать вопросы ребенку о причинах и последствиях поступков её героев. Обязательно обращать внимание на иллюстрации, потому что у детей образная, яркая память и реагировать эмоционально, повторяя и закрепляя с ребенком пройденное.

Список использованной литературы:

  1. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии.  – М., 2012.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – М., 2013. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. – С-Пб., 2008. 
  3.  Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. – М., 2005.
  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург, 2009.
  5. Интернетресурс http//psichologia.edusite.ru

Ведущий специалист, психолог
отдела  ОР по РСФУ
ГБУ КК «Краевой методический центр»
С.Н. Катичева
Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет