A- A A+

Рекомендации специалистам по работе с семьей и детьми, пережившими насилие. Консультативная работа с дисфункциональной семьей

Просмотров: 440

Любая форма семейной дисфункции является источником травматизации личности ребенка, поскольку препятствует созданию благоприятных для его развития условий, и поэтому дисфункциональная семья нуждается в помощи различных специалистов, в частности психологов-консультантов.

Семья, являясь разновидностью малой группы, занимает совершенно особое место, так как члены этой группы связаны особыми узами.

С одной стороны, они так же, как члены любой малой группы (будь то коллектив сотрудников или компания друзей), связаны общими целями, деятельностью, межличностными отношениями, с другой – их связывают узы родства, супружества, родительства. И поэтому все процессы, происходящие в семье, имеют свою специфику. В связи с этим работа с семьей имеет ряд особенностей, о которых должны знать специалисты, ставящие перед собой цель помочь семье.

Первой особенностью является наличие, так называемого, «барьера интимности» как естественного желания любого человека «не выносить сор из избы». Семейная жизнь является зоной личной жизни, поэтому, даже придя на консультацию и понимая, как важно быть искренним, человек неосознанно может стремиться минимально посвящать специалиста в подробности своей жизни. Кроме того, здесь может присутствовать «эффект фасада» как нормальное желание выглядеть лучше в глазах окружающих в значимых областях. Это предъявляет такие требования к специалисту, как максимальная тактичность, безоценочность (беседа скорее имеет характер описания и обсуждения, исследования и поиска новых ракурсов в ситуации, констатации фактов), отсутствие желания разоблачать и судить, отсутствие позиции сверху.

Вторая особенность заключается в том, что в семье все находятся в близких межличностных отношениях, предполагающих высокий уровень эмоциональной вовлеченности членов семьи, поэтому вся информация, исходящая от любого из членов семьи, всегда субъективна. В связи с этим нужно очень аккуратно и обоснованно делать выводы обо всем, что происходит в семье.

Третья особенность заключается в том, что семья является живой системой. Принцип системности заключатся в идее взаимной детерминированности личностных особенностей, с одной стороны, и стиля взаимоотношений, характера взаимодействия, типа воспитания – с другой. Иными словами, в семье все взаимосвязано и взаимнообусловлено, поэтому внимание специалиста должно быть сосредоточено не столько на изучении какого-либо отдельного феномена, сколько на выявлении и исследовании причинно-следственных связей между отдельными феноменами и элементами внутри семейной системы. Кроме того, консультативная работа должна строиться, по возможности, со всеми членами семьи, в противном случае специалисту будет невозможно спрогнозировать необходимые изменения и последствия вмешательства в жизнь семьи. Понятно, что такая возможность имеется не всегда, кроме того, у членов семьи может быть очень разный уровень мотивации на участие в изменениях в их жизни, и все же следует стремиться к вовлечению максимального количества членов семьи в процесс оказания помощи.

Современный подход к помощи семье заключается в идее понимания и поиске его ресурсов у тех, кому оказывается помощь, в вере в изначальное существование этих ресурсов как механизмов, которые сплачивают семью и помогают ей справляться с трудностями. Цель человека, желающего помочь семье, состоит не только в поиске проблемы как задачи, требующей решения (она вполне может быть очевидна и без нашего участия), но, главным образом, в поиске возможностей решения проблемы и укрепления семьи. Поэтому очень важно, чтобы консультант сам разделял идею ресурсности семьи, обладал навыками «борьбы за хорошее, а не против плохого» и работал на усиление позитива.

Во время встреч с семьей формой работы семейного консультанта является консультативная беседа. Консультативная беседа состоит из пяти этапов и продолжается в среднем 1 час.

Первый этап называется этапом установления контакта, цель которого – создание атмосферы безопасности и работоспособности.

На этом этапе решается несколько задач.

  1.  Приветствие и/или знакомство. Правила этикета рекомендуют начать с представления себя, а потом обратиться к пришедшим с вопросом: «Как к вам можно обращаться?».
  2.  Организация пространства работы. Оптимальной формой размещения группы людей считается круг, в этом случае все находятся на равном расстоянии друг от друга и в равных позициях.
  3. Главное состоит в том, чтобы всем было видно и слышно друг друга.
  4.  Организация времени. Очень важно договориться в начале беседы о времени, которое будет затрачено на работу, и о правилах равного для всех использования времени во время беседы.

Второй этап – определение проблемы как задачи, требующей решения. На этом этапе проясняется вся информация о том, что члены семьи чувствуют, думают и как ведут себя в сложившейся ситуации, в чем видят проблему и какое место отводят себе и другим членам семьи в ее решении.

Третий этап заключается в осознании и обсуждении результатов, которые ожидаются членами семьи от консультативной работы.

На этом этапе обсуждаются и определяются характер и объем необходимых изменений в жизни семьи. Этот этап по праву считается этапом открытий, поскольку часто откровения и новые идеи посещают людей именно тогда, когда они начинают осознавать, что они хотят изменить, каких результатов хотят достичь. Возможно, раньше у них уходило много сил на сопротивление сложившейся ситуации и на мучительный поиск ответа на вопрос: «Что делать?». А этот вопрос поддается решению только после того, как разберемся с тем, что мы хотим получить в качестве результата. Здесь может произойти и осознание проблемы, если это не удалось на предыдущем этапе, или же она может измениться. В случае, если процесс осознания результатов не идет, можно начать с фантазирования и постепенно перейти на реальное обсуждение.

Следующий, четвертый этап посвящен поиску путей и способов решения тех задач, которые подлежат решению. Этот поиск осуществляется совместными усилиями, путей должно быть найдено больше одного (вдруг не получится), но не больше двух-трех (участь Буриданова осла не слишком перспективна). Найденные пути и способы должны быть приемлемы и реальны для тех, кто будет проводить их в жизнь. Для определения реальности пути можно использовать технику «двух колонок». Для этого нужно разделить страницу пополам, в левой колонке перечислить то, что уже есть, для того чтобы реализовать выбранный путь (это могут быть хорошие отношения, опыт выяснения чего-либо, деньги, желание и т. д.). В правой колонке перечисляется то, что еще нужно сделать для реализации задуманного.

Далее колонки сравниваются по величине – если левая больше, то намеченный путь скорее реален, если же правая больше, то вероятность реализации запланированного невелика, и, возможно, надо разрабатывать иной путь. Очень важно, чтобы члены семьи сами осознали реальность намеченных путей.

На заключительном, пятом этапе разрабатывается конструктивная программа действий, т. е. намечаются конкретные шаги по реализации тех путей и способов, которые были намечены на предыдущем этапе. Кроме того, дается домашнее задание, оно может совпадать с шагами программы, а может носить самостоятельный характер (это может быть чтение литературы, наблюдение за чем-либо, обдумывание чего-либо и т. д.). Здесь же даются рекомендации, если в этом есть необходимость (это может быть обращение к другому специалисту и др.). Давая домашнее задание или рекомендации, консультант, по возможности, сообщает, где можно взять все необходимое. Далее подводятся итоги работы, намечается следующая встреча и завершается контакт.

На протяжении всей консультативной беседы очень важно обращаться ко всем членам семьи с приглашением принимать активное участие в обсуждении проблемы, особенно не оставлять без внимания и поддержки тех, кто не проявляет активности самостоятельно. Семья является группой, члены которой не равны по возрасту и/или статусу и/или влиянию, и это важно иметь в виду. Консультант периодически пересказывает прозвучавшую информацию с целью проверки правильности понимания, уточнения чего-либо, систематизации материала и выделения основных идей. Необходимо обратить внимание на речевые ограничения консультанта во время работы:

  1.  не сгущать краски, не утрировать ситуацию;
  2.  не употреблять неоднозначные образы, метафоры и т. д.;
  3.  не навязывать своих интерпретаций и мнений;
  4.  без нужды не употреблять терминологию;
  5.  не перетягивать одеяло на себя монологом.

Удобной формой фиксации информации, поступающей к консультанту, может быть очень популярный метод генограммы.

Метод позволяет не потерять информацию, сориентироваться в том, что нужно прояснить, обозначить наиболее значимые связи с точки зрения решения проблемы, определиться с тем, кто из членов семьи должен быть вовлечен в работу.

Для того чтобы вернуть гармонию в отношения внутри семьи, помощь семье и ребенку должна быть комплексной и включать в себя различные методы и техники, такие как: песочная терапия, арт-терапия, психодрамма.

 

Филатова Г.В., ведущий специалист, методист отдела

организации работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, 

оставшихся без попечения родителей,

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет