A- A A+

Методы социально-психологической диагностики проблем семьи. Консультирование родителей по поводу сложностей взаимоотношений с детьми

Просмотров: 644

Изучение проблем в семье следует начинать с первичной диагностики (анкеты родителей), где родители указывают свои опасения и возникшие трудности в воспитании ребенка, а далее, убедившись в обоснованности этих жалоб, смотреть на причины указанных нарушений.

В ходе первичной диагностики, которая является непродолжительной, психолог выявляет объекты и субъекты помощи. Для этого он должен ответить на четыре вопроса:

- Может ли он сам оказать помощь семье?

- Если нет, то к каким специалистам необходимо направить родителей или ребенка?

- Кто в семье нуждается в его помощи?

- Каков характер этой помощи?

Далее специалисту следует разобраться в характере жалобы родителей, которая может быть обоснованной, частично обоснованной или необоснованной. От этого зависит характер диагностических процедур (изучить личность ребенка или родителей, исследовать отношения к ребенку или межличностные отношения родителей и т. д.).

При использовании диагностических методик необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

- психологическая диагностика должна осуществляться только при наличии установленных отношений доверия между специалистом и семьей;

- заключение по результатам диагностики не должно принимать характер эмоциональной оценки со стороны специалиста, работающего с семьей;

- ознакомление третьих лиц с информацией о психологических особенностях семьи и ребенка разрешается только с их согласия.

Диагностика социально-психологических проблем семьи должна базироваться на потребностях родителей в психологической поддержке. Она должна быть минимальной, но достаточной для выявления трудностей семейного воспитания.

Одна из наиболее частых проблем, с которыми приходится сталкиваться в консультационной работе с замещающими семьями, – жалобы приемных родителей на трудности во взаимоотношениях с детьми. Условно жалобы родителей на детей можно разделить на две группы.

  1.  Отсутствие контакта с детьми: непонимание того, как они живут, чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам; ощущение своей родительской ненужности, чуждости.
  2.  Проблемы, связанные с нестандартным, отклоняющимся поведением ребенка.

Задача специалиста – разобраться в сути проблемы, понять, насколько претензии и оценки родителя соответствуют действительности, обозначить проблему. Важными моментами на этом этапе являются:

а) выяснение того, насколько серьезна причина беспокойства родителя по поводу ребенка, иначе говоря, являются ли трудности ребенка, странности или особенности поведения проявлениями независимости, самостоятельности, представлениями о жизни, отличными от родительских, или в его поведении, высказываниях и реакциях действительно присутствуют некоторые особенности, свидетельствующие о каких-либо психических и социальных отклонениях;

б) понимание того, какова действительно позиция родителя по отношению к ребенку: собственные проблемы или беспокойство о сыне (дочери); стремление помочь ему (ей) или желание обрести помощь и поддержку для себя и избавиться от собственных страхов, переживаний вины, ненужности.

Нередко встречаются ситуации, когда верно и то и другое, тем более, что неблагополучие, неуверенность в себе, неадекватность позиции самого родителя – это всегда основания для того, чтобы у ребенка в жизни также были трудности и проблемы. Но поскольку реальным клиентом, обратившимся за консультацией, все же является приемный родитель, основное внимание специалиста всегда должно быть направлено на то, чтобы помочь ему разобраться в собственных страхах и проблемах, понять, насколько уместны и целесообразны его переживания о ребенке.

В целом в психологическом консультировании по поводу возникающих сложностей в отношениях родителей с детьми целесообразно выделить следующие направления.

  1.  Повышение социально-психологической компетентности родителей, обучение их навыкам общения и разрешения конфликтных ситуаций.
  2.  Психологическая помощь взрослым членам семьи, которая включает как диагностику внутрисемейной ситуации, так и работу по ее изменению.
  3.  Психотерапевтическая работа непосредственно с ребенком.

Алгоритм взаимодействия специалиста с приемной семьей:

  1.  Знакомство с членами семьи и ее окружением. На этом этапе проводится беседа с детьми, оценка их условий жизни, изучение заявленной проблемы семьи.
  2.  Изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций; изучение личностных особенностей членов семьи.
  3.  Составление индивидуальной программы работы с проблемами семьи.
  4.  Коррекционное воздействие в соответствии с индивидуальной программой, консультирование членов семьи.
  5.  Завершающий этап, оценка эффективности коррекционной работы.

Наиболее эффективными технологиями, формами и методами организации консультационной деятельности с проблемными семьями являются следующие:

- выездные консультации для членов замещающих семей;

- консультационные беседы, в том числе по телефону;

- использование элементов библиотерапии; сказкотерапии, арт-терапии;

- методика «Семейная скульптура», «Семейная фотография»;

- игровые приемы.

Содержание семейного консультирования обусловлено его видом, ориентацией на возраст семьи, ее конкретными проблемами и потребностями клиентов.

 

Шулик Ирина Викторовна, ведущий специалист, методист отдела

организации работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей,

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет