A- A A+

Особенности психокоррекционной работы с родителями, воспитывающими подростков с девиантным поведением

Просмотров: 325

Дети воруют не вещи, не деньги - дети воруют недоданную любовь.

Владимир Леви

Коррекция девиантного поведения у детей и подростков невозможна без системного изучения факторов риска и причин его формирования.

Рассмотрим некоторые из них:

Генетические - передающиеся по наследству нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Нарушения происходят, как правило, еще во время беременности матери вследствие употребления ею алкогольных напитков, курения; физических или психических травм, полученных во время беременности, перенесенных хронических, соматических и инфекционных заболеваний, черепно-мозговых травм, венерических заболеваний; влияния наследственных заболеваний, а также неполноценного и неправильного питания;

физиологические – проявляющиеся в дефектах речи, внешней непривлекательности, недостатках конституционно-соматического склада, вызывающих в большинстве случаев негативное отношение со стороны окружающих и приводящих к искажению системы межличностных отношений в среде сверстников, в коллективе;

психологические – включающие наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерного усиления) отдельных черт характера. Зачастую отклоняющееся поведение подростка родители склонны считать болезнью и, наоборот, предпринимают попытки явные проявления болезни устранить воспитательными мерами;

дисгармоничные семейные отношения, возникающие в конфликтной семье, вследствие чего неизбежны ошибки в воспитании, неправильная позиция родителей и ребенка, блокирование у абсолютного большинства «трудных» детей и подростков одной из фундаментальных потребностей человека - потребности в уважении, принятии и любви.

Главная цель психокоррекционной работы специалиста с родителями – создание благоприятного психоэмоционального климата в семье, формирование положительных установок в сознании родителей.

Психокоррекционный процесс строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям родителей и ведется в индивидуальной и групповой форме.

Индивидуальные занятия позволяют специалисту ознакомиться с историей жизни родителя, выявить с помощью наблюдения некоторые особенности характера, ознакомиться с историей жизни ребенка, излагаемой родителем, определить проблемы, которые существуют в семье.

В групповой работе психокоррекционное воздействие осуществляется не только со стороны специалиста на каждого родителя, посещающего занятия, но и при взаимодействии участников внутри группы.

Группы формируются из супружеских пар с детьми (или без них). Суть конфликта быстрее воспринимается другими членами группы, что способствует пониманию причин, вызывающих конфликт, и помогает восстановлению нарушенных взаимоотношений в семье. 

Одним из эффективных методов групповой коррекционной работы с семьей является психодрама, во время которой проигрываются и обсуждаются темы: «Обида», «Решительный разговор», «Трудный выбор». Ситуации проигрываются в форме диалога или без слов. Существует ряд и других методик, нацеленных на то, чтобы обучать супругов навыкам конструктивного взаимодействия по поводу разногласий. Это методика «Конструктивный спор» С. Кратохвила, методика «Тет-а-тет» Р.У. Ричардсона, методики «Супружеская конференция» и «Семейный совет», описанные Р. Шерманом и Н. Фредманом, методика коррекции конфликтного общения В.А. Смехова.

Работа с детско-родительской диадой может быть осуществлена с использованием «эмоциональной карты» Барбары де Анджелис, когда свои чувства клиенты высказывают поочерёдно и по следующей схеме:

1) злоба (Я злюсь на тебя за… Я ненавижу тебя за…);

2) боль (Мне больно, когда ты… Я страдаю, когда ты…);

3) страх (Мне страшно, что ты… Я боюсь, когда ты…);

4) сожаление и раскаяние (Мне жаль, что… Я сожалею…);

5) любовь (Я люблю тебя за… Я надеюсь… Я хочу…).

Иногда родители и дети не слышат друг друга, тогда специалист просит каждого из них сначала повторить сказанное другими, а потом говорить самому.

Другим способом коррекции являются групповые беседы: обсуждение проблем общения, воспитания детей, кризисных периодов жизни семьи, финансового положения.

Рекомендации специалистам по взаимодействию с родителями, имеющими детей с проблемами в развитии, в процессе коррекционной работы:

В работе с ребенком должен учитываться характер взаимоотношений с родителем, желательно понять существующие у родителя защитные механизмы, родительские установки, семейную ситуацию, страхи и тревоги в отношении ребенка; на основании этих данных определить возможности родителя.

В работе с родителем:

           важно сформировать реалистичный и цельный образ ребенка;

           отделять страхи, тревоги и проекции родителя от реальных проблем ребенка;     

           отслеживать возникшее сопротивление и помнить, что за ним скрыты сильные чувства;

           давать интерпретации или информацию постепенно, оценивая готовность и возможность их принятия;

            отслеживать изменения в поведении ребенка и их влияние на всю семейную ситуацию в целом, на бессознательные выгоды, которые родитель получает от проблем ребенка;

работать с собственными контрпереносными чувствами.

Литература:

  1. Венгер, А.Л. «Симптоматические» рекомендации в психологиче­ском консультировании детей и подростков [Текст] / А.Л. Венгер // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2004. - №3.
  2. Винникотт, Д.В. Маленькие дети и их матери [Текст] / Д.В. Винникотт. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 80 с.
  3. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением [Текст]: учеб.-метод. пособие; под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
  4. Захаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Серия: Психология ребенка [Текст] / А.И. Захаров. - СПб.: Издательство «Союз», «Ленинздат», 2000. - 336 с.
  5. Клейберг, Ю.А. Психологические основы девиантного поведения подростков [Текст] /
  6. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст]: учеб. пособие для вузов. СПб, 2005.-70 с.
  7. Фромм, Э. Типы агрессии [Текст] / Э. Фромм // Психология чело­веческой агрессивности: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Хар- вест, 1999. - С. 354-427.

                                              

      Статью подготовила

                                   Коломийчук Елена Николаевна, главный

                                  специалист отдела организации работы по

                                   развитию семейных форм устройства детей-сирот

                                   и детей, оставшихся без попечения родителей,

                                   ГБУ КК «Краевой методический центр»

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет