A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Портфолио как технология оценки профессиональных достижений специалиста

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

     Портфо́лио (итал. portfolio — 'портфель, папка для документов' → англ. ) — собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых услугах организации (фирмы) или специалиста.

    Портфолио - это способ накопления, фиксирования, оценки индивидуальных достижений личности за определенный период времени. Основной смысл портфолио - показать все, на что вы способны.

    Современный метод профессионального развития - метод «портфолио» - предназначен для того, чтобы систематизировать опыт и знания, накапливаемые специалистом, четко определять направления его развития, облегчить консультирование со стороны более квалифицированных специалистов, а также дать объективную оценку его профессионального уровня.

    Портфолио позволяет специалисту проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

    Главное назначение портфолио – демонстрация наиболее значимых результатов практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, таких как реализованные проекты, участие в конкурсах, проведённые исследования.

Основные функции портфолио:

  • Аналитическая - анализирует и обобщает работу специалиста;
  • Накопительная - отражает достижения специалиста (грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т. д.) и раскрывает спектр выполненных творческих работ (проекты, исследования, сценарии мероприятий, библиографическая продукция, и т. п.);
  • Модельная - отражает динамику профессионального развития, демонстрирует стиль работы, помогает спланировать деятельность;
  • Развивающая - обеспечивает непрерывный процесс самообразования;
  • Мотивационная - поощряет результаты деятельности;
  • Рекомендательная - представляет личность при смене работы.

    Создание портфолио - процесс творческий. В настоящее время не существует единых стандартов и требований к организации и оформлению портфолио специалиста, поэтому подходы к его построению могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей человека, который сам выбирает его вид и структуру, решает, какие документы и работы, в каком порядке в него включить. Важно, чтобы специалист проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал свои достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

    Портфолио может быть представлено как на бумажных носителях, так и в электронной версии. Если бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то электронный в виде файлов на магнитном носителе. Электронное портфолио может быть создано в виде электронной презентации или личного сайта (online-портфолио). Первое в большей степени реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью.

Создание портфолио предполагает организацию поэтапной деятельности:

  •  Определение цели и мотивации создания;
  •  Разработка структуры;
  •  Сбор материалов;
  •  Формирование объема;
  •  Оформление;
  •  Презентация;
  •  Оценка материалов.

Примерная структура содержания комплексного портфолио.

Портфолио состоит из разделов, которые при необходимости можно совместить или, наоборот, раздробить. Их названия даны условно.

1. Титульный лист.

Включает:

  •  Название папки (например, "Творческое досье _____________");
  •  Ф.И.О. автора;
  •  Должность;
  •  Название места работы;
  •  Адрес, рабочий телефон, e-mail;
  •  Содержание портфолио.

2. Визитная карточка.

Можно назвать и по-другому, например: "Общие сведения", "Персональный блок" и т. п. В этом разделе раскрывается личность владельца портфолио, здесь можно разместить:

  • Фотографию автора;
  • Автобиографию;
  • Цели и задачи деятельности;
  • Документы об образовании;
  • Общий трудовой стаж;
  • Квалификационную категорию (если имеется);
  • Профессиональные и личные интересы;
  • Общественную деятельность.

3. Творческий коллектор.

( "Рабочие материалы", "Методическая копилка" и т.д.). В разделе представлены лучшие материалы владельца портфолио, отражающие основные направления и виды деятельности. В него могут входить:

  •  Исследовательские работы;
  •  Программно-проектная деятельность;
  •  Индивидуальная форма работы;
  •  Коллективная или групповая форма работы (сценарии мероприятий, выставки, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий и т. п.);
  •  Справочно-информационная деятельность;
  •  Использование компьютерных технологий.

4. Образовательный блок.

("Карта профессионального роста", "Индивидуальная образовательная карта"). Здесь отражаются:

  •  Документы о повышении квалификации (удостоверения об окончании курсов);
  •  Результаты итоговой аттестации, тестирования (если имеются);
  •  Работа в методических объединениях;
  •  Участие в образовательных мероприятиях (семинарах, конференциях, круглых столах и т. д.);
  •  Участие в профессиональных и творческих конкурсах;
  •  Публикации и выступления в СМИ;
  •  Работа по обобщению и распространению опыта (создание информационных листков, методических пособий).

5. Личные достижения.

("Портфолио документов", "Мои достижения"). Представляет собой портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных достижений с целью повышения значимости автора портфолио и отражения его успехов в поощрениях и наградах. Здесь могут быть представлены:

  •  Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
  •  Гранты, сертификаты, свидетельства;
  •  Грамоты;
  •  Благодарственные письма;
  •  Дипломы различных конкурсов;
  •  Другие награды по усмотрению автора.

6. Портфель отзывов включает:

  •  Отзывы о работе (коллег, воспитанников, руководителей разных уровней);
  •  Оценки результатов труда;
  •  Рецензии на авторские материалы, тексты заключений;
  •  Рекомендательные письма;
  •  Статьи об авторе портфолио.

7. Авторская самооценка.

Предполагает размышления автора портфолио над интеграцией своего профессионального опыта и поиском оптимальных путей развития собственной деятельности. Данный раздел может содержать:

  •  Размышления автора по поводу своей сферы работы;
  •  Самоанализ работы;
  •  Коррекцию собственной деятельности;
  •  Стратегию профессионального развития.

Практическая значимость портфолио.

Портфолио может понадобиться специалисту для следующих целей:

  •  Аттестации (портфолио при этом - предмет экспертизы);
  •  Лицензирования, аттестации, аккредитации учреждения;
  •  Систематизации и анализа деятельности специалиста;
  •  Участия в конкурсах и получения гранта;
  •  Для назначения стимулирующих выплат, денежного вознаграждения в качестве стимулирующего фактора.

Основные ошибки при работе с портфолио:

  •  Включение в портфолио всех собранных документов и материалов. На первый взгляд, такое желание не противоречит идее портфолио, которое рассматривается как папка достижений, но не следует буквально воспринимать это, представляя портфолио своеобразным сундуком, в котором собрано все, что может продемонстрировать работник.
  •  Подмена идеи портфолио традиционными схемами (характеристикой администрации или методического совета и т. п.).
  •  Завышенные требования к внешнему оформлению и т. д.
  •  Использование трудно читаемого шрифта.

Портфолио завоевывает все большую популярность, и становится необходимым для специалистов, повышающих свой профессиональный уровень. Использование технологии портфолио поможет руководству учреждения целенаправленно и системно осуществлять мониторинг профессионального роста сотрудников, иметь полную информацию о результатах деятельности работников, объективно оценивать профессиональный уровень специалистов, поддержать стимулирующими выплатами их мотивацию к саморазвитию, выявлять ценный опыт для распространения, способствовать концептуальной стратегии развития учреждения.

Список используемых источников:
  1. http://dyuc-kontakt.ru/2012-05-06-05-00-30
  2. ru.wikipedia.org

 

Чеченина Н.В. - ведущий специалист, методист

отдела развития социальных технологий

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет