A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Речевая компетенция специалиста, осуществляющего методическую деятельность

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

  Всем хорошо известна фраза Анатолия Фёдоровича Кони: «Слово – одно из величайших орудий человека». А свободное использование этого «орудия» – неотъемлемая составная часть профессиональной культуры специалиста, осуществляющего методическую деятельность.

Профессиональная компетентность специалиста немыслима без речевой компетенции, которая включает в себя как умение чётко и лаконично вести монолог, диалог, так и способность грамотно излагать мысли на бумаге, составлять методическую продукцию.

Для начала специалисту необходимо научиться:

  1.  Подготавливать выступление. Необходимо соблюдать все этапы подготовки: выбор темы, цели речи в соответствии с аудиторией («Кто мои слушатели?»); изучение литературных источников по теме; составление плана (текста) речи; отбор слов, выражений и стиля речи (фразы, паузы, обращения к аудитории); выбор способа выступления; заучивание речи (репетиция публичного выступления). Продумывание невербальных средств общения (мимика, жесты, поза и т.д.).
  2.  Отчётливо излагать мысль. Невозможно воздействовать на слушателей и «достучаться» до их разума и чувств, если речь будет монотонной, а голос хриплым и сипящим.
  3.  Проговаривать речь хорошо поставленным голосом. Излишняя торопливость обычно вызвана робостью говорящего, смысл быстро сказанных слов плохо воспринимается, слушатели не успевают следить за мыслью оратора. Слишком медленная, неэмоциональная речь, напротив, показывает безразличие оратора к выступлению, а слушателям трудно улавливать смысл сказанного.
  4.  Соблюдать нормальный и средний темп речи. Голос говорящего должен быть слышен каждому слушателю независимо от размеров зала и одновременно не должен звучать слишком громко.
  5.  Соблюдать соразмерность силы голоса. Специалист должен заранее определить, что он хочет сказать аудитории, подобрать необходимые аргументы, чётко и последовательно излагать свои мысли, делая выводы из сказанного.
  6.  Соблюдать последовательность и чёткость объяснений, убедительность и логичность приводимых доводов. У специалиста должен быть богатый словарный запас. Не следует использовать слова-паразиты («так сказать», «значит», «ну», «как бы»), жаргонные и вульгарные выражения (они могут вызвать у слушателей раздражение, насмешку или иронию).
  7.  Излагать мысль понятным и доступным языком. Прекрасно, если специалист сможет рассказать о сложных научных проблемах просто и понятно, не используя непонятных терминов.
  8.  Произносить речь кратко и лаконично. Длинные фразы плохо воспринимаются аудиторией и сбивают дыхание говорящего.
  9.  Использовать образность выражений, поэтичность речи. Речь должна быть конкретной и вызывать у слушателей яркие зрительные образы. Необходимо избегать безликих, шаблонных, сухих речевых оборотов. Чем больше в речи оратора образности и экспрессии, тем лучше её воспринимает (и запоминает) слушатель.
  10.  Использовать прямые обращения. При помощи обращений слушатели вовлекаются в решение освещаемой проблемы, начинают размышлять над вопросами. Например, «Давайте рассмотрим эту проблему с другой точки зрения». А использование личных местоимений побуждает слушателей к активному участию в обсуждении.

 

Не менее важным в работе специалиста условием формирования речевой компетенция является выработка умения использовать многогранную русскую речь в письменном изложении актуальной информации и представлении её в виде информационно-методического материала (сборников, брошюр, буклетов и др.).

И так как большая часть потенциала языка заключена в письменной речи, то специалисты могут в полной мере раскрыть свою мысль и донести важную информацию тем, кому она предназначена. А безупречное знание правил орфографии, пунктуации, стилистики речи и др., при этом, значительно упростит работу специалиста и поможет сохранить богатство и многообразие языка, его особенности и отличительные черты.

 

В.В. Путилина, ведущий специалист, методист

отдела развития социальных технологий

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет