A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Реабилитация людей с ограниченными возможностями средствами театральной деятельности

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Театрализованные формы досуговой деятельности выполняют разнообразные функции: информационную, воспитательную, образовательную, релаксационную (снятие напряжения, тревожности и пр.), функцию социализации, что представляет особую значимость для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов разных категорий.

Театр по своей природе объединяет в себе разные виды искусства (литература, музыка, хореография, вокал и др.), организация досуговой театрализованной деятельности имеет большое значение для развития разных сфер личности участников любительских спектаклей (познавательной, коммуникативной, эмоциональной и др.).

Людям с ограниченными возможностями могут быть доступны драматические произведения любых жанров: от глубоко психологических до предельно тенденциозных, от социально заостренных с ярко выраженным гражданственным пафосом до сатирических, комедийных и открыто пародийных.

Репертуар любительских театров должен способствовать развитию мировоззренческих установок инвалида, умению критически воспринимать социальные явления. Неоднозначность жизненных ситуаций формирует эстетический вкус, чувство меры, приобщает инвалидов разных возрастных категорий к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни.

Одним из принципов самодеятельных театров для людей с ограниченными возможностями является взаимодействие специалистов разного профиля – логопедов, преподавателей жестомимической речи, психологии, русского языка, специалистов в области театральных дисциплин.

Репертуар любительских театров с участием людей, имеющих ограниченные возможности, может быть представлен следующими отечественными и зарубежными литературными произведениями: М. Карим «Не бросай огонь, Прометей!»; Ф. Лорка «Дом Бернарды Альбы»; А. Островский «Гроза»; Б. Горбатов «Одна ночь»; А. Салынский «Молва»; Б. Брехт «Винтовки Тересы Каррар»; А. Миллер «Смерть Коммивояжера»; А. Галин «Звезды на утреннем небе»; А. Дударев «Свалка»; В. Кудрявцев «Иван и Мадонна»; В. Тендряков «Параня»; П. Мериме «Маттео Фальконе», «Небо и Ад», «Искушение Святого Антония», «Карета святых даров»; М. Горький «Челкаш»; М. Сервантес «Судья по бракоразводным делам», «Саламанская пещера»; В. Маяковский «Клоп», «Баня»; сказки А. С. Пушкина «О Попе и работнике его Балде», «О Золотом Петушке»; Н. Некрасов «Генерал Топтыгин»; Н. Лесков «Левша»; К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; М. Зощенко «Нервные люди»; Л. Устинов «Старомодные чудеса» и многие другие.

Особое внимание в постановке спектакля уделяется подготовительному этапу, работе над текстом литературного произведения («застольному» периоду), литературному анализу произведений.

Важным условием работы над постановкой спектакля с участием инвалидов является систематическое проведение уроков режиссуры специалиста с исполнителями. Уроки режиссуры помогают исполнителю разобраться в мотивах поведения того или иного персонажа, увидеть за одиночным фактом причинно-следственную связь явлений, через логику поступков подойти к насыщенной эмоциональной жизни персонажа.

Работа по формированию у подопечных навыков актерского мастерства и чувства коллективного творчества должна занимать важное место в деятельности самодеятельного театра.

Предлагаем упражнения по актерскому мастерству.

Войдите в роль. Прочитать предложенный текст шепотом; громко; с пулеметной скоростью; со скоростью улитки; как будто вы очень замерзли; как будто во рту у вас горячая картошка; как трехлетний ребенок; как инопланетянин.

Гладим животное. Все участники получают задания на листочках. Нужно изобразить, что они гладят животное или берут его на руки. Здесь должны главным образом работать руки, ладони. Предлагается «погладить» следующих животных:

  • хомячка (изобразите, как он выскальзывает у вас из рук, бегает по плечу и т. д.);
  • кошку;
  • змею (она опутывается вокруг вашей шеи);
  • слона;
  • жирафа.

Задача всей группы – угадать животное.

Инсценировка пословиц. Группам (по 3-5 человек) заранее дается задание инсценировать пословицу. Возможные пословицы: «Учи дитя, пока поперек лавки лежит, трудно будет, когда побежит», «Семь раз отмерь, один отрежь», «У семи нянек дитя без глазу», «Каков строитель, такова и обитель» и др.

Метафоры. Специалист произносит слово, например: «Гаснут...» Все участники описывают, что они увидели на своем внутреннем экране (звезды, окна, силы, глаза...). Это упражнение совершенствует ассоциативное мышление и фантазию.

Ощущения. Каждому участнику дается задание.

– Посидеть на стуле так, как сидит царь на троне; пчела на цветке; побитая собака; наказанный ребенок; бабочка, которая сейчас взлетит; наездник на лошади; космонавт в скафандре.

– Пройтись, как ходит младенец, который только что начал ходить; старый человек; гордец; артист балета.

– Улыбнуться, как улыбается очень вежливый японец, Жан Поль Бельмондо, собака своему хозяину, кот на солнышке, мать младенцу, ребенок матери.

– Нахмуриться, как хмурится ребенок, у которого отняли игрушку; как человек, желающий скрыть смех.

Скульптор и глина. Участники разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. «Глина» податлива, расслаблена, «принимает» форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем «скульптор» и «глина» меняются местами. Участникам не разрешается переговариваться.

Зеркало. Играть в эту игру можно в парах или вдвоем. Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой – «зеркало» первого.

Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и т.д. Время игры ограничивается 1-2 минутами.

Четыре стихии. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» – руки вниз, «вода» – вытянуть руки вперед, «воздух» – поднять руки вверх, «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Помехи. Одному из участников упражнения вручают какой-нибудь сложный текст.

Участвующий в течение минуты должен прочесть этот текст, а затем пересказать его или ответить на вопросы. В то время, пока он читает, остальные участники должны активно ему мешать: шуметь, смеяться, задавать вопросы и т.д.

Что исчезло? На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

Кто где? Игроки становятся или садятся в круг, водящий – в центре. Он внимательно осматривает круг, стараясь запомнить, кто где стоит. Потом закрывает глаза и три раза поворачивается вокруг своей оси. За это время двое из игроков, стоящих через одного, меняются местами.

Задача водящего – указать тех, кто находится не на своем месте. Если он ошибается, то остается водящим, если угадывает – указанный игрок занимает его место.

Специалист подводит участника спектакля к пониманию жизни через образ героя, воплощенного им на сцене, через ассоциации, связанные с ситуациями, увиденными или пережитыми самими исполнителями в реальной жизни. Это имеет особое значение для определения нравственных позиций, помогает приобщаться опосредованно к сложным социальным проблемам.

В процессе работы над постановкой спектакля необходимо добиться единства между драматургическим материалом, устной речью и зрительными ассоциациями. В режиссерской работе педагог должен ориентироваться на действенно-зримый характер произведения.

Вживаясь в мир литературных героев, сценических персонажей, начиная жить их судьбами, люди с ограниченными возможностями развивают в себе эмоциональную сопричастность к бедам, страданиям, радостям других людей. Понимание другого человека будет более успешным, если воспринимающий знаком с той ситуацией, в которой возникло наблюдаемое эмоциональное состояние, и предполагает обобщение ранее наблюдаемых аналогичных состояний и их словесное обозначение.

Поскольку эмоциональные состояния проявляются в мимике, жестах, пантомимике, голосовых реакциях, разбор литературных произведений может осуществляться в единстве с работой над образной жестомимической речью, выразительностью реплик персонажей.

Многообразие жанров способствует также формированию самостоятельного мышления исполнителей; каждый вид художественного творчества, используемый в культурно-досуговой деятельности инвалидов, оказывает свое специфическое воздействие на их духовный и интеллектуальный мир.

Таки образом можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний, важным средством расширения возможности выражения собственных эмоций, социального опыта.

 
Подготовлена по материалам сайта:
  1. http://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-reabilitatsiya-lits-s-narusheniyami-sluha-sredstvami-dosugovoy-teatralnoy-deyatelnosti
  2. http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44024_full.shtml
  3. http://rcwebroom.rusedu.net/post/1782/56270

 

Н.Ю. Филиппова, ведущий специалист, методист
отдела организации работы по реабилитации инвалидов
Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет