A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Использование метафорических карт в работе с инвалидами

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Метафорические ассоциативные карты – это наборы картинок величиной с открытку, изображающие людей, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта. На одной и той же картинке разные люди видят совершенно разные образы. Более того, в разные периоды жизни и в контексте разных тем восприятие изображения отличается даже у одного и того же человека. С этой точки зрения колода ассоциативных карт неисчерпаема: количество комбинаций, тем работы и картинок бесконечна.
Метафорические ассоциативные карты успешно используются в психодиагностике и в коррекционной деятельности с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями здоровья за счет того, что они:

  •     позволяют быстро и наглядно получить необходимый объем информации для качественной диагностики и коррекционной работы;
  •     позволяют прояснить и осознать актуальные переживания и потребности человека;
  •     дают возможность обратиться к психотравмирующей или проблемной ситуации через метафору, избегая ретравматизации (вторичной травмы);
  •     позволяют проговаривать и осознавать чувства и переживания, что дает терапевтический эффект;
  •     позволяют использовать бесконечное количество комбинаций при работе с одним и тем же человеком в разные периоды времени;
  •     помогают моделировать процессы прошлого и будущего и прорабатывать их;
  •     запускают внутренние процессы самоисцеления, снижения внутреннего напряжения, поиска выхода из проблемных ситуаций.

 

Наиболее популярные виды метафорических ассоциативных карт

 

 

SAGA Набор карт, изображающих героев, волшебные предметы и сюжеты различных сказочных историй.

 

 


 

 

 COPE «Преодоление» – набор карт, изображающих в символической форме травматические и стрессовые ситуации и способы их решения.

 

 

 

 

ECCO Карты с абстрактными цветовыми композициями стимулируют воображение.

 

 

 

 

 

 

PERSONITA Карты с изображением детских лиц.

 

 

Каждая колода уникальна, но может бесконечно комбинироваться в использовании с другими колодами метафорических ассоциативных карт.

 

Рекомендации специалистам по работе
с метафорическими ассоциативными картами
  •   Не обязательна буквальность в интерпретации карты. Изображение на ней может рассматриваться как символ или метафора.
  •   Воздерживайтесь от интерпретации карты, данной другим человеком. Нет «неправильных» ответов и «неправильного» восприятия карты.
  •   Акцентируйте внимание на том, что интерпретация карт должна происходить спонтанно, искренне, без логического анализа и без необходимости давать «нужный» или «правильный» ответ.
 

Упражнения с метафорическими ассоциативными картами

 

Упражнение «Ответ на вопрос»

                Клиент озвучивает свою цель или проблему и формулирует по ней интересующий его вопрос. Например, «От чего мне нужно избавиться, чтобы произошли изменения?» или «Какой ресурс мне сейчас нужен больше всего?». После этого он перемешивает колоду, достает из нее одну карту и отвечает на свой вопрос, исходя из ассоциаций, связанных с изображением на карте.

 

Упражнение «Я – профессионал»

      Клиент рассматривает карты и выбирает три из них. Первая: «Я в профессии в начале пути», вторая: «Я как профессионал сегодня», третья: «Идеал Я, каким мне хотелось бы быть в профессии».

                 Клиенту задаются вопросы: «Расскажите, почему вы выбрали именно эти карты?», «Что для вас важно на каждом из этапов?». Далее клиенту предлагается выбрать наугад, не рассматривая повторно колоду, четвертую карту и ответить на вопрос: «Что поможет достичь идеала?».

 

Упражнение «Как наладить взаимоотношения?»

                Клиенту предлагается подумать и выбрать отношения, в которых он хотел бы разобраться (с партнером, супругом, другом, ребенком, родителем, коллегой, начальником, и т.д.). Перетасовав колоду, клиент должен выбрать наугад пять карт, а затем ответить по ним на вопросы:

  1.  Что не работает в отношениях?
  2.  Что я приношу в отношения?
  3.  Что вторая сторона приносит в отношения?
  4.  Что работает в отношениях?
  5.  Что должно произойти, чтобы улучшить взаимоотношения?

 

Упражнение «Препятствия и ресурсы»

                Клиент формулирует какой-то запрос (цель, задачу). После этого он перемешивает колоду, достает из нее три карты. Первая карта – что помогает в решении задачи, вторая – что мешает, третья – новое направление в решении проблемы.

 

Упражнение. Развитие позитивного мышления

     Вначале клиент, перебирая карты, быстро и не задумываясь делит их на две стопки: «позитивные» и «негативные». Затем берутся все карты из «негативной стопки» и одна за другой интерпретируются как «позитивные».

                Работа с метафорическими ассоциативными картами имеет выраженный терапевтический эффект, а за счет своих особенностей позволяет успешно работать с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

Использованные источники:

  •     Кац Г., МухаматулинаЕ. Метафорические карты: руководство для психолога. – М.: Генезис, 2014 г.
  •     Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство. – Одесса: Институт Проективных Карт, 2012 г.
  •     Морозовская, Е. Мир проективных карт: обзор колод. – М.: Генезис, 2014 г.
  •     https://www.b17.ru
  •     http://interesno.co

 

Курмаз А.И., ведущий специалист, методист
отдела организации работы по реабилитации инвалидов

 

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет