A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Холдинг-терапия в работе с аутичными детьми

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Холдинг-терапия (от англ. hold – удерживать, выдерживать, владеть) – психотерапевтическая техника при работе с ребенком, имеющим расстройства в процессе общения (отсутствие контактов в первую очередь с матерью) и нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Метод разработан американским детским психиатром Мартой Вельч и впервые внедрен в Материнском центре в Гринвиче (США), в 1978 году при работе с аутичными детьми.

Аутизм – это целый комплекс расстройств психического развития ребенка, который выражается нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, отгороженностью от других людей, стереотипностью деятельности, мутизмом. Болезнь воздействует как на психические функции (речь, интеллект), так и на восприятие мира.

В «классическом» варианте процедура холдинг-терапии заключалась в следующем: в специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки и крепко прижимает к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях так, чтобы у нее была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к ребенку и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему. Роль отца в холдинг-терапии выражается прежде всего в поддержании матери ребенка.

  Проводить холдинг - терапию можно с детьми любого возраста и не только в семьях аутичных детей, но и в обычных семьях, где нарушено эмоциональное взаимодействие родителей и ребенка.

В основу холдинг-терапии положена концепция, которая рассматривает ранние детские эмоциональные расстройства как результат нарушения эмоциональных связей между матерью и ребенком.

Многочисленные исследования зарубежных и отечественных авторов в области холдинг - терапии показали следующее:

1) холдинг-терапия может быть использована как способ восстановления ранних форм привязанности ребенка к близким, и прежде всего к матери;

2) данный метод формирует новые способы эмоционального взаимодействия между ребенком и родителями;

3) основная задача холдинг-терапии заключается в преодолении защитного аутистического барьера, негативных аффектов, страхов, агрессии путем насильственного удерживания ребенка на руках;

4) холдинг-терапия стимулирует дальнейшее развитие и психическую активность ребенка;

5) метод дает возможность родителям наладить взаимодействие с ребенком, поскольку опирается на естественное желание родителей гладить, ласкать, обнимать ребенка, защищая его от житейских невзгод.

Перед тем как рекомендовать холдинг-терапию родителям, психолог предварительно изучает семью ребенка, анализирует эмоциональный потенциал матери, ее готовность принять рекомендации психолога.

Задача родителей во время холдинга – удержать ребенка не столько физически, сколько эмоционально, уговаривая его не уходить, не покидать маму и папу, повторяя, как важно быть всем вместе.

Стадии холдинг-терапии

Автор метода Марта Вельч выделяет в процедуре холдинга три стадии:

конфронтация. Обычно ребенок противится началу холдинга, уклоняется от начала процедуры, хотя часто на протяжении всего дня ждет его;

отвержение (или сопротивление). Когда матери всё-таки удается настоять на своем, усадить ребенка себе на колени и заключить его в свои объятия, после конфронтационной паузы наступает фаза активного отвержения. Наступление этой фазы не должно пугать мать или находящегося рядом с матерью и с ребенком отца. Ее наступление как раз говорит о том, что холдинг проходит нормально. В эти минуты нельзя ни в коем случае поддаться жалобам и плачу ребенка или испугаться и отступить под его физическим натиском. Ребенок может вырываться из объятий, кусаться, царапаться, кричать. Правильная реакция матери – гладя ребенка, успокаивать его, говорить ему, как она его любит и как переживает, что он страдает, но она ни за что не отпустит его именно потому, что любит;

разрешение. На этой стадии ребенок перестает сопротивляться, устанавливает контакт глазами, расслабляется, у него появляется улыбка, ему становится легко проявить нежность; мать и ребенок получают возможность говорить на самые интимные темы и переживать чувство любви.

Правила проведения холдинга

1. Сеансы должны проводиться родителями ежедневно, по крайней мере, в течение двух первых месяцев.

2. Первые 3-4 сеанса необходимо проводить в присутствии психолога.

3. Необходимо добиваться полного расслабления ребенка, по крайней мере, на 3-4-м сеансе.

4. Не рекомендуется прерывать сеансы, особенно в первые два месяца. Несмотря на активное сопротивление, необходимо удерживать ребенка вплоть до его психического истощения и отпускать его только тогда, когда он расслабится. Желательно во время удерживания приговаривать ребенку, какой он «теплый», «хороший», «добрый», «как мы тебя любим».

Роль психолога в процессе холдинг-терапии

Холдинг-терапию с семьей, имеющей аутичного ребенка, должен вести психолог или педагог, иногда врач-психотерапевт, имеющий опыт коррекционной работы с аутичными детьми и обладающий необходимыми знаниями о закономерностях аффективного развития таких детей.

В задачи специалиста входят следующие обязанности:

–выявлять готовность семьи к холдинг-терапии (специалист подробно информирует семью о сути и технике холдинга и убеждается в эмоциональной готовности родителей проводить терапию);

– вдохновлять, заставлять, принуждать мать держать ребенка;

– наблюдать, фиксировать свои наблюдения и передавать матери сигналы от ребенка, которые она не понимает или не замечает;

– анализировать семейные конфликты, которые нередко выливаются наружу в ситуации холдинга;

– сдерживать гнев и отчаяние матери и поддерживать ее во время терапии;

– организовывать помощь отца и других членов семьи.

Модификация холдинг-терапии

В модификационной версии холдинга отец может брать на руки ребенка и общаться с ним, или родители оба ласкают и удерживают ребенка на руках, говорят ему, как они его любят.

Позитивное влияние холдинга на ребенка

 После сеанса холдинга ребенок становится спокойным, расслабленным (иногда может даже заснуть) или может оставаться достаточно активным. Он начинает контактировать с родителями: появляется прямой взгляд в глаза, ребенок может рассматривать лицо матери так, как будто видит его впервые, ощупывает его, гладит мать по волосам. Это наглядно проявляется в установлении более тесного эмоционального контакта ребенка с родителями, в увеличении его познавательной и речевой активности в процессе занятий. У родителей, имеющих детей с аутизмом, в результате холдинг-терапии наблюдается понимание потребностей и проблем ребенка. Многие родители отмечают, что в процессе занятий дети стали более уверенными, уменьшилась тревожность.

Показания к применению холдинг-терапии:

– ранний детский аутизм и его различные варианты;

– невротические (чаще истерические) реакции детей;

– синдром дефицита внимания и гиперактивности;

– агрессия и аутоагрессия (самоагрессия);

– непослушание (постоянный отказ выполнять что-либо);

– снижение самооценки, которое ощущает отверженный ребенок (находящийся под опекой или усыновленный, переживший агрессию взрослых);

– нарушение сна в раннем возрасте, частый длительный плач ночью без видимых оснований.

Противопоказания к применению холдинг-терапии:

– тяжелые соматические (острые или хронические) заболевания родителей или ребенка;

– тяжелые органические поражения нервной системы;

– эпилептические приступы и другие пароксизмальные расстройства;

– астматические приступы;

– выраженные кожные заболевания;

– сахарный диабет;

– сердечно-сосудистые заболевания ребенка и родителей;

– сексуальное насилие, перенесенное ребенком;

– ситуация неполной семьи;

– категорический отказ отца от участия в холдинг-терапии;

– сопротивление обоих родителей, их эмоциональная неготовность к холдинг-терапии.

  Холдинг-терапия, стимулируя развитие ребенка, дает семье возможность по-новому наладить взаимодействие с ним, преодолевая при этом как сам аутизм, так и связанную с ним задержку психического развития.

Подготовлен по материалам:

  1. Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка. // Дефектология, 1996. — № 3.
  2. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. // М.: Теревинф, 1997.

Н.Ю. Филиппова, ведущий специалист, методист
отдела организации работы по реабилитации инвалидов
Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет