A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Коучинг в работе руководителя социальной сферы

Рейтинг:   / 6
ПлохоОтлично 

    Сегодня индустрия коучинга динамично развивается, поэтому существует множество пособий по коучингу как российских, так и зарубежных авторов. Необходимо отметить, что коучинг в полной мере не может заменить традиционные инструменты управления. Например, в случае, когда требуется быстро выполнить определенное задание по образцу, коучинг вряд ли уместен. Но в работе руководителя социальной сферы коучинг может занять достойное место, так как работа в социальной сфере основана не только на нормативно-правовом, но и творческом подходах, развитии собственного потенциала отдельной личности, будь то клиент или сотрудник. Обучение работников методам самокоучинга, руководителей методам руководства «в стиле коучинг» и сочетание этого с другими методами позволит улучшить качество подготовки персонала и, как результат, повысить эффективность и обеспечить качество работы.

     Cамо слово «коуч» имеет английское происхождение и дословно переводится как «карета», «репетиторство, подготовка». В общем понимании смысл этого слова — доставить человека туда, куда он стремится. Но на самом деле этот термин включает в себя нечто большее и существенное. Это учение, возникшее на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Существует множество определений коучинга, но наиболее известное —  коучинг — метод непосредственного обучения менее опытного сотрудника более опытным в процессе работы; форма индивидуального наставничества, консультирования. С помощью коучинга работники углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни. Основная цель коучинга — преодоление различных сложностей на работе и в жизни путем развития, самосовершенствования. Самое главное отличие коучинга от других направлений в обучении и поддержки (наставничества, консалтинга, психотерапии) и состоит в том, что коуч не дает советов или готовых решений, он вдохновляет на поиск решения. Достаточно яркой иллюстрацией этого является пример, встречающийся в литературе, посвященной коучингу.

    Представьте, что вы хотите научиться ездить на велосипеде. Вы можете нанять психотерапевта, консультанта, ментора или коуча. Психотерапевт будет разговаривать с вами о том, почему вы боитесь кататься на велосипеде. Консультант объяснит вам, как это делается. Ментор сядет на велосипед и покажет, как нужно кататься. Коуч же воодушевит вас на то, чтобы вы вскочили на велосипед и поехали, сам же будет бежать рядом с вами до тех пор, пока не увидит, что вы чувствуете себя достаточно уверенно и можете ехать самостоятельно. 

    Джон Уитмор в своей книге «Новый стиль менеджмента и управления персоналом» выделяет следующие достоинства применения коучинга в личной и профессиональной деятельности:

  1. Улучшение продуктивности деятельности. Это главное, для чего применяется коучинг.
  2. Развитие персонала. Лучшее обучение персонала.
  3. Коучинг предполагает быстрое обучение «без отрыва от работы», причем этот процесс доставляет радость и удовольствие.
  4. Улучшение взаимоотношений в коллективе.
  5. Улучшение качества жизни. Улучшение взаимоотношений и связанный с этим успех положительно влияют на рабочую атмосферу.
  6. Лучшее использование мастерства и ресурсов людей. Коучинг откроет много невыявленных ранее талантов среди членов группы.
  7. Многократно возрастают личная эффективность клиента и скорость его продвижения к цели.
  8. Большая гибкость и адаптивность к изменениям.

    По данным Международной Федерации Коучинга и международных исследований, программы коучинга обеспечили:

- улучшение производительности труда -53 %;

- качество выполняемой работы - 48%;

- укрепление организации - 48%;

- качество обслуживания клиентов - 39%;

- отмечено снижение жалоб потребителей - 34%;

- отсутствие текучести руководителей - 32%.

    В процедуре коучинга гармонично сочетаются два принципа: принцип осознанности и принцип ответственности. Основа коучинга заключается в том, что каждый человек способен найти оптимальные для себя пути достижения целей и выбрать подходящий темп движения.

    Необходимо помнить важнейшие постулаты философии коучинга, без которых невозможна реализация технологии.

  • Каждый человек живет с чувством того, что он способен на большее. Коучинг – помощь в реализации этого чувства.   
  • Каждый человек может все, что он захочет.
  • Каждый человек знает, чего он хочет.
  • Для того, чтобы достичь своих целей, надо осознавать реальность, быть мужественным и не останавливаться.
  • Хочешь быть счастливым и успешным – будь. Критерии счастья и успеха ты выбираешь сам.
  • Каждый человек отвечает за то, как проходит его жизнь.

    Итак, руководитель, готовый работать в этой технологии, прежде всего, должен понять и принять для себя философию коучинга.

     Вторым шагом станет выбор инструментов коучинга, то есть непосредственно тех приёмов, методов, техник, на основе которых будет реализовываться эта технология. Как правило, это такие техники, как активное слушание, вопросные технологии, эффективные вопросы, элементы тренинга.

     Таким образом, компетентности руководителя социальной сферы, готового работать в технологии коучинга, достаточно усложняются и расширяются. Кроме функций управления, на него накладываются функции психолога, психотерапевта. Глубина работы в технологии коучинга зависит от мотивации и подготовки самого руководителя.

    Третьим шагом становится непосредственная реализация коучинга. Основным, наиболее используемым механизмом коучинга, являются эффективные вопросы, которые приходят на смену инструкциям и задачам. Руководитель, вместо того, чтобы указывать, спрашивает. Коуч-менеджер даже в тех ситуациях, когда просто ставит своему подчиненному задачи, не только озвучивает их, но и обязательно интересуется:

- насколько данная задача соотносится с личными целями подчиненного;

- с помощью каких приемов и методов подчиненный намерен достичь результата;

- есть ли у подчиненного знания и навыки, необходимые для использования в работе данных приемов и методов.

    Таким образом, он создаёт благоприятную атмосферу, действует в плоскости демократичного управления, фасилицирует (сопровождает) процесс понимания и освоения подчинённым поставленных задач.

    Итак, алгоритм действий коучера на основе эффективных вопросов будет выглядеть следующим образом:

  1. Постановка задачи (согласование цели).
  2. Анализ текущей ситуации.
  3. Прояснение того, как текущую ситуацию видит подчиненный.
  4. Расширение и уточнение этой картины.
  5. Составление плана действий.
  6. Выяснение того, что можно предпринять (идеи).
  7. Выяснение того, что подчиненный намерен сделать.
  8. Выяснение того, что ему для этого нужно (знания, ресурсы, помощь).
  9. Определение сроков реализации плана.
  10.  Контроль и поддержка в процессе реализации плана.
  11.  Определение контрольных точек и инструментов контроля.
  12.  Контроль (текущий и заключительный).
  13.  Промежуточная и итоговая обратная связь по результатам контроля.  

 

Используемая литература:

  1. Т. Голви Работа как внутренняя игра: фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте. М. Альпина Бизнес Букс, 2005 г.
  2. М. Дауни. Эффективный Коучинг. Добрая книга, 2014 г.
  3. Как эффективно управлять свободными людьми: Коучинг. М. «Альпина Паблишерз», 2012 г.
  4. Международный эриксоновский университет. «Что такое коучинг?» - http://www.erickson.ru/what-is-coaching.htm

Е. Д. Пирожков, ведущий специалист, методист

отдела повышения квалификации 

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет