A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Способы управления вниманием аудитории

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Для успешного публичного выступления важно уметь настраивать аудиторию на правильное восприятие сообщения и пробуждать интерес к теме выступления. Также эффективной является подготовка самих слушателей к пониманию и анализу сообщения.

Во всех этих случаях вам на помощь могут прийти проверенные временем способы управления вниманием аудитории. Но прежде чем перейти к их описанию, хотелось бы упомянуть ряд факторов, мешающих эффективному взаимодействию.

Во-первых, недостаточное внимание к сообщению и недостаток понимания его важности снижает количество и качество воспринятой информации. Во-вторых, неправильные психологические установки отдельных слушателей (стереотип мышления, предвзятое мнение, неправильное отношение к чему-либо) искажают первоначальное сообщение и могут вызвать эмоции, неадекватные его содержанию.

В-третьих, ошибки в организации сообщения, плохая структура выступления и недостаточная достоверность информации также не способствуют эффективной коммуникации.

Проблема поддержания внимания слушателей аудитории одна из самых важных проблем для любого оратора. Однако зная о присутствии негативных факторов, вполне реально научиться их избегать.

Интересен факт, что первые 15 минут слушают доклад только 10 % аудитории. Пятая часть аудитории думает о своем, а половина дремлет или фантазирует, а остальные 20% просто спят.

Однако существуют своеобразные периоды внимания: эти периоды равны приблизительно 10–15 минутам. Учитывая это, можно прийти к выводу, что лучшее выступление – это такое, которое укладывается в минимальный «период внимания», то есть в 10–15 минут. Так, десятиминутное выступление будет наиболее предпочтительным, так как оно целиком будет обеспечено вниманием аудитории и еще останется некоторый запас.

Таким образом, краткость вашего выступления – гарантия внимания аудитории.

Есть и специальные технические приемы, позволяющие активизировать аудиторию, поддержать ее внимание на достаточно высоком уровне.

1. Диалогизация выступления

Поскольку ораторское выступление – это монологическая речь, то для успешного и постоянного контакта с аудиторией очень важно вносить в выступление элементы диалога.

Во-первых, тему выступления или ее отдельные аспекты можно обозначить в виде вопросительного предложения или вопросно-ответного единства. Во-вторых, говорящий в ходе выступления может встать на точку зрения предполагаемого собеседника, чтобы уточнить ее, опровергнуть и т.д. Выделенные разрядкой конструкции передают речь предполагаемых оппонентов, которые в ходе выступления легко узнают себя, свою позицию и более внимательно отнесутся к словам оратора.

2. Вопросы к аудитории

Вопросы способны существенно активизировать аудиторию. Но вопросы должны быть простыми. Хотя они могут быть и сложными по содержанию, но должны задаваться так, чтобы аудитория могла ответить просто «да» или «нет». Если аудитория долго не отвечает на заданный вопрос, оратор должен ответить на заданный вопрос сам.

Если вы замечаете, что внимание аудитории падает, «заведите дискуссию» (О. Эрнст). Обычно используют «прием провокации»: на короткое время попробуйте вызвать у аудитории активное несогласие с вами – выскажите что-либо явно спорное, а затем разъясните свою позицию. Активизация внимания аудитории будет обеспечена.

3. «Чтение оратором аудитории»

Хорошему оратору нужно обращать внимание на реакцию аудитории. Такая обратная связь помогает регулировать характеристики голоса выступающего, а также адаптировать содержание выступления под аудиторию.

Существуют определённые признаки внимания и невнимания аудитории к оратору. Рассмотрим некоторые из них.

Признаки внимания аудитории к оратору

О внимании к оратору говорят следующие признаки:
- взгляды слушателей направленны на оратора;
- корпус тела наклонен в сторону выступающего (слушатель подвинулся на краешек стула как бы желая быть ближе к оратору);
- наклон головы вбок.

Признаки невнимания аудитории к оратору

О невнимании к оратору говорят следующие факты:

- взгляд слушателя направлен в сторону;
- тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и стоят на полу;
- тело принимает позу, направленную в сторону выхода;
- ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад, голова опущена вперед (чаще всего означает несогласие);
- пощелкивание колпачком ручки, постукивание ногой, постукивание пальцами по чему-либо;
- отсутствие движения глаз, немигающий взгляд (имитация внимания).

4. Управление голосом и интонацией

Голос оратора должен быть энергичным, напористым, призывным и оптимально громким. Если выступающий говорит слишком тихо, аудитория делает вывод о его неуверенности, если слишком громко – о его агрессивности.

Оптимальная интонация должна быть немонотонной, меняющейся по ходу выступления, естественной и соответствующей содержанию речи.

Темп должен быть средним, ровный, без пауз. Перед важным местом, мыслью следует несколько понизить голос.

В завершении выступления рекомендуетсяобобщить сказанное, повысить интерес к предмету речи,а также призвать собеседников к необходимым действиям.

Также вы можете использовать следующие варианты концовок:

- обобщающий вывод;
- мысль поясняется примером, аналогией, притчей;
- юмористическая концовка;
- благодарность за внимание.

Управлять вниманием в деловом общении — важная задача не только для говорящего, но и для слушающего. Если он намерен увидеть и услышать именно то, что имеет отношение к делу, он должен уметь управлять своим вниманием.

 

Интернет-ресурсы

1. http://userdocs.ru
2.http://dp5.ru

 

Ведущий специалист, методист отдела
повышения квалиикации


М.А. Шаповалова

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет