A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Сценарии

Рейтинг:   / 0
Просмотров: 290
      Сценарий акции
      Дополнительные материалы

«Организация обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг» (современные подходы, основные требования, формы и способы обеспечения)

Рейтинг:   / 0
Просмотров: 77

Возможности жизненного самоопределения молодых людей с инвалидностью

Рейтинг:   / 1
Просмотров: 38

   Проблема жизненного самоопределения человека была актуальной всегда, но наибольшую сложность она представляет для человека в настоящее время. Естественное желание человека выстроить свой жизненный путь, найти свое место в разных жизненных сферах: социальной, личной, семейной, профессиональной и других – подводит его к проблеме жизненного самоопределения и выбору способов ее решения.

   Принципиальной стороной жизненной стратегии является вопрос соотнесения типа личности со способом жизни, в связи с чем выделяются два типа ресурсов реализации жизненных стратегий – внутренний и внешний. К внутреннему ресурсу относится степень активности личности в построении собственной жизни, а к внешнему – объективные требования социальной реальности.

   Внутренним ресурсом личности является социальная активность. Так, если в основе активности молодого человека с ограниченными возможностями здоровья лежит ответственность, то такой человек всегда сам стремится создать себе необходимые условия, заранее предусмотреть, что нужно для достижения цели, подготовиться к преодолению трудностей, неудач. Тип личности с развитой инициативой находится в состоянии постоянного поиска, стремится к новому, а не удовлетворяется наличным, готовым, заданным.

   Личностные ресурсы выступают в качестве внутреннего капитала молодого человека с ограниченными возможностями здоровья. Так в качестве основных личностных ресурсов молодежи с ограниченными возможностями здоровья можно выделить следующие:

- образовательный капитал (уровень образования);

- профессиональный капитал (самооценка профессионализма, дополненная востребованностью труда);

- информационно-культурный капитал (комбинация используемых возможностей развития этого ресурса: посещение театров, музеев и т. д., владение иностранным языком);

- капитал социальных связей (получение помощи при взаимодействии с социальными институтами, от друзей, знакомых в решении важных проблем).

   Профессиональное самоопределение не только выбор конкретной профессии, но и выбор всей жизни. Работа играет важную роль в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и оказывает большое влияние на их состояние и самочувствие. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и усиливает удовлетворенность жизнью. Существуют определенные ограничения в выборе профессии, связанные с различной нозологией заболевания лиц с ограниченными возможностями здоровья. Процесс профессиональной ориентации людей с ограниченными возможностями включает несколько этапов.

   Первый этап – это подготовительный, на этой стадии определяется трудовой прогноз, основанный на результатах клинического заключения. В рамках этого этапа необходимо: определить максимально полный круг объективно показанных молодому человеку видов профессиональной деятельности; выделить круг профессий, соответствующих интересам и склонностям молодежи с ограниченными возможностями здоровья; сформулировать профрекомендации; оценить адекватность профессиональных планов в целом.

   Второй этап – формирующий (коррекционный). На данном этапе решаются задачи по ориентации молодых людей на показанные им виды профессиональной деятельности. В отличие от первого второй этап является более длительным по времени и может включать в себя: учебно-лекционные занятия, тематические экскурсии, психологические тренинги по формированию эмоциональной и личностной готовности к выбору профессии, трудотерапию и т. д.

   Третий этап – адаптационный, проводится фактически в процессе трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями жизнедеятельности. На данном этапе рекомендуется проводить диагностику эмоциональной и личностной удовлетворенности молодежи с нетипичными проблемами здоровья.

   Молодые люди с ОВЗ, склонные к интернальной модели, признают свою персональную ответственность за собственный жизненный выбор и результаты своей деятельности, они более успешны в жизни, обладают большей уверенностью в себе и целеустремленностью, более независимы, уравновешены, контактны и доброжелательны. Им присуща моральная нормативность (следование правилам общества), доверчивость, сердечность, утонченность, развитая сила воли, богатое воображение. При необходимости принятия рискованных решений они незаменимы.

   Формирование жизненных стратегий реализуется посредством механизмов идентификации. Индивидуализация означает переход от культурных и социальных ориентаций к индивидуально-субъективным (личным) ориентациям. Типизация, напротив, характеризует обратный переход от личных ориентаций к социальным и культурным ориентациям в процессе выбора жизненных стратегий.

 

Список использованной литературы

 

1. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. – М., 2011.

2. Зрелова Т.А. Культурно-досуговая деятельность как средство социальной интеграции детей-инвалидов. – 2000, с.116.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2000, c. 38.

4. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. –1997, с. 320.

 

Интернет-ресурсы

1. http://мой-ориентирф

Кизим Н.И.

ведущий специалист, методист ОПК

Лекотека

Рейтинг:   / 0
Просмотров: 9

Социализация детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, является важной и актуальной проблемой психолого-педагогического сопровождения.

Работа с такими детьми и их семьями – дело очень сложное. Это связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сотрудничества с семьей или другими взрослыми, ответственными за уход и воспитание.

В 2001 году в рамках программы «Помощь детям-сиротам России» была разработана модель «Российской лекотеки» - службы психологического сопровождения и специальной педагогической помощи для семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

Лекотека – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями и проблемами в развитии, основным методом которой является игра. Специалисты лекотеки реализуют индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы (преимущественно в процессе игровой деятельности) и проводят работу по психологическому сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.

Слово «Лекотека» («Lekotek») произошло от шведского «Leko», что означает «игрушка» и греческого «tek» – «собрание», «коллекция». Первая лекотека была основана в 1963 г. в университетской клинике в Стокгольме по инициативе родителей и педагогов.

В лекотеке взаимодействие родителей с ребенком происходит при содействии и под руководством специалистов – педагогов, психологов – в естественной для раннего возраста игровой среде, эффективными игровыми методами. Семьи с маленькими детьми получают в лекотеке разностороннюю квалифицированную помощь и поддержку, малыши – необходимую среду для полноценного общения.

Лекотека осуществляет свою деятельность автономно или в составе других учреждений:

• дошкольных, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

• учреждений специального образования;

• детских домов и интернатов;

• домов ребенка;

• реабилитационных центров;

• других организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями (от 2 месяцев до 11 лет) и особыми образовательными потребностями.

Клиенты лекотеки – дети с нарушениями развития или выраженными психогенными расстройствами, а также члены их семей или воспитатели. Вид и природа нарушений развития ребенка могут быть разными: двигательными, умственными, сенсорными, коммуникативными, эмоциональными, поведенческими или же сочетанными. Важным фактором является хотя бы минимальная образовательная перспектива для ребенка, возможность какого-либо обучения.

Основная цель лекотеки – создание благоприятных условий для развития ребенка, укрепление его психического здоровья с помощью игр.

Основные задачи:

• диагностика: психолого-педагогическое обследование детей и родительско-детского взаимодействия;

• информирование: предоставление родителям информации по вопросам развития и воспитания ребенка, сообщение результатов психолого-педагогического обследования, сообщение об особенностях выявленных расстройств и ресурсах ребенка;

• сотрудничество с родителями и членами семьи: вовлечение родственников в процессы обследования и стимуляции развития детей, обучение родителей (воспитателей) пользованию средствами лекотеки, методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития;

• составление индивидуальной программы помощи: подбор адекватных средств общения с ребенком; подбор оптимальных способов обучения, помощь в личностно-социальном развитии малыша;

• психокоррекционная и развивающая работа с ребенком: проведение занятий по индивидуальному плану; формирование предпосылок для обучения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях;

• коррекционная работа с семьей: нормализация детско-родительских отношений; помощь семье в принятии ребенка с проблемами в развитии; помощь в преодолении психологических проблем семьи, имеющей ребенка с особыми потребностями.

Основной метод лекотеки – игра.

Формы и содержание работы лекотеки

Работа специалистов лекотеки осуществляется в различных формах, которые подбираются в зависимости от потребностей семьи и ребенка, основными из них являются индивидуальный и групповой игровой сеанс, консультации, тренинги.

Последовательность взаимодействия с семьей, обратившейся за помощью в лекотеку:

• первичная консультация;

• выдача родителям вопросников для обследования семьи и ребенка на дом или заполнение некоторых вопросников с участием психолога;

• приглашение на первичный диагностический сеанс;

• проведение первичного диагностического сеанса;

• составление специалистом заключения (желателен разбор результатов обследования новой семьи на консилиуме специалистов лекотеки);

• повторная консультация родителей: знакомство их с результатами обследования, обсуждение предполагаемого плана работы с ребенком и семьей, заключение договора о сотрудничестве;

• текущие индивидуальные и групповые сеансы (возможны дополнительные диагностические процедуры);

• контрольное обследование в конце учебного года.

Принципы родительского сопровождения игровой деятельности детей с проблемами развития

• Стимуляция и поддержка игровой деятельности. Взрослые должны осознавать жизненную необходимость игры в раннем возрасте как основного источника знаний, навыков и хорошего настроения. Необходимо создавать игровую деятельность, обеспечивать ребенка игрушками и уметь обыграть повседневную ситуацию так, чтобы действия взрослого были выразительными и адекватными возможностям ребенка.

• Недирективность в игровом взаимодействии с ребенком. Родителю следует воздерживаться от любых форм навязывания и принуждения к игровой деятельности, признавая право ребенка добровольно участвовать в организуемой игре или отказаться от нее. Оптимальной для взрослого является роль организатора игровой среды, наблюдателя, активного и эмпатического слушателя, собеседника, приглашенного партнера, если необходимо – генератора идей.

• Уважительное отношение к игре и личности ребенка. Ребенок вправе выбирать Игру, какой бы «примитивной» она не казалась родителям. Задача взрослого – поддержать игру, стать ее участником и с позиции партнерства показать возможности ее модификации (если игра действительно бессодержательна и монотонна). Необходимо замечать и анализировать отношение ребенка к игре и игрушкам. Необоснованное прерывание игры родителем (например, в целях наказания), жесткая критика действий или личности ребенка, также как и игнорирование родителем игры и просьб ребенка поучаствовать в ней, недопустимы.

• Адекватность игр и игрушек уровню и особенностям развития ребенка. Понимание проблем ребенка и ограничений, возникших в результате болезни, знание его психофизиологических, характерологических, поведенческих особенностей поможет родителям воздержаться от непроизвольного и формального навязывания ребенку неинтересных игр (не подходящих ему по возрасту, по уровню развития, по интересам).

• Оптимальная организация игровой среды. Родителям следует рассмотреть возможности организовать игровой уголок, где ребенок сможет хранить свои игрушки и играть с ними в удобных для него позах (лежа, сидя, стоя). Оборудование домашнего игрового пространства должно быть спланировано в зависимости от характера нарушений и проблем ребенка. Правильная организация игровой среды облегчает приспособление к ней ребенка, повышает степень его активного участия в игре, приучает его к порядку.

Равноправное партнерство специалистов лекотеки и родителей – главное условие эффективной коррекционной и развивающей работы с ребенком.

Используемые источники:

1. Российская Лекотека: Методическое пособие. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2006.

2. http://www.fond-detyam.ru

3. http://www.lekoteka.ru

4. http://about-my-sun.narod.ru

5. http://www.valeocentre.ru

 

Л.А. Васильева, ведущий специалист, методист

отдела организации работы по реабилитации инвалидов

Перечень нормативных правовых актов об утверждении федеральными органами исполнительной власти порядков обеспечения условий доступности для инвалидов объектов, услуг и оказания им необходимой помощи в установленных сферах деятельности, определяющих отра

Рейтинг:   / 0
Просмотров: 65

Скачать электронную копию документа

ПЕРЕЧЕНЬ

нормативных правовых актов об утверждении федеральными органами исполнительной власти порядков обеспечения условий доступности для инвалидов объектов, услуг и оказания им необходимой помощи в установленных сферах деятельности, определяющих отраслевые показатели доступности для инвалидов объектов и услуг

 

п/п

Нормативный правовой акт

Регистрация в Минюсте России

1.

Приказ Минтруда России от 30.07.2015 №527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи».

№ 38897 от 17 сентября 2015 г.

2.

Приказ Минкультуры России от 16.11.2015 №2800 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ».

№ 40074 от 10 декабря 2015 г.

3.

Приказ Минкультуры России от 10.11.2015 №2761 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите инвалидов».

№ 30112 от 15 декабря 2015 г.

4.

Приказ Минкультуры России от 16.11.2015 №2803 «Об определении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов музеев, включая возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов».

№ 40061 от 10 декабря 2015 г.

5.

Приказ Минкультуры России от 20.11.2015 №2834 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

№ 40073 от 10 декабря 2015 г.

6.

Приказ Минтранса России от 06.11.2015 №329 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования».

№ 40063 от 10 декабря 2015 г.

7.

Приказ Минтранса России от 01.12.2015 №347 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи».

На регистрации

8.

Приказ Минтранса России от 11.12.2015 № 355 «О внесении изменений в Правила перевозки пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 мая 2012 №140».

№ 41367 от 10 марта 2016 г.

9.

Приказ Минтранса России от 15.02.2016 № 24 «Об утверждении Порядка предоставления пассажирам  из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах».

№ 41488 от 22 марта 2016 г.

10.

Приказ Минтранса России от 15.02.2016 № 25 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства транспорта Российской Федерации».

№ 41479 от 21 марта 2015 г.

11.

Приказ Минкомсвязи России от 22.09.2015 № 355 «Об утверждении Порядка обеспечения операторами почтовой связи условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи».

№ 39986 от 7 декабря 2015 г.

12.

Приказ Минкомсвязи России от 30.11.2015 № 483 «Об установлении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет».

№ 40905 от 1 февраля 2016 г.

13.

Приказ Минздрава России от 12.11.2015 № 802н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи».

№ 39976 от 4 декабря 2015 г.

14.

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

№ 40000 от 8 декабря 2015 г.

15.

Приказ МВД России от 30.07.2015 № 809 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности объектов системы МВД России и предоставляемых услуг для инвалидов, а также оказания им при этом необходимой помощи».

№ 38736 от 28 августа 2015 г.

16.

Совместный приказ МВД России и Минобрнауки России от 15.06.2015 № 681/587 «Об объеме владения навыками русского жестового языка сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, замещающими отдельные должности в органах внутренних дел Российской Федерации».

№ 37913 от 6 июля 2015 г.

17.

Приказ Минюста России от 19.08.2015 г. № 202 «об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) Минюста России, территориальных органов Минюста России, федеральных бюджетных учреждений Минюста России, федеральных служб, подведомственных Минюсту России, и предоставляемых услуг в сфере юстиции, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи».

№ 38644 от 24 августа 2015 г.

18.

Приказ Минюста России от 02.10.2015 № 233 «Об утверждении порядка и сроков направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядка организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы».

№ 39243 от 8 октября 2015 г.

19.

Приказ Минюста России от 22.09.2015 № 222 «Об утверждении порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях».

№ 39135 от 2 октября 2015 г.

20.

Приказ Минспорта России от 24.08.2015 № 825 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи».

№ 39600 от 3 ноября 2015 г.

21.

Приказ Минобороны России от 30.09.2015 № 572 «Об утверждении Порядка обеспечения в территориальных органах и подведомственных организациях Министерства обороны Российской Федерации условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи».

№ 39527 от 29 октября 2015 г.

22.

Приказ Минэкономразвития России от 13.08.2015 № 565 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) Минэкономразвития России, подведомственных ему федеральных служб и агентств, их территориальных органов и находящихся в их ведении организаций (за исключение осуществляющих деятельность в сфере образования и здравоохранения) и представляемых ими услуг,  а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи».

№ 39187 от 7 октября 2015 г.

23.

Приказ Минпромторга России от 18.12.2015 № 4146 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг, предоставляемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, их территориальными органами, подведомственными организациями и учреждениями, организациями, предоставляющими услуги населению в сферах, правовое регулирование которых осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи».

№ 40354 от 30 декабря 2015 г.

24.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 № 585 «О порядке подготовки доклада о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по конвенции о правах инвалидов».

 

25.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности».

 

26.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1462 «О внесении изменений в правила обслуживания пассажиров и оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности».

 

27.

Проект постановление Правительства Российской Федерации «Об определении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах».

 

 

 Скачать электронную копию документа

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет