A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Лекотека

Просмотров: 9
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Социализация детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, является важной и актуальной проблемой психолого-педагогического сопровождения.

Работа с такими детьми и их семьями – дело очень сложное. Это связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сотрудничества с семьей или другими взрослыми, ответственными за уход и воспитание.

В 2001 году в рамках программы «Помощь детям-сиротам России» была разработана модель «Российской лекотеки» - службы психологического сопровождения и специальной педагогической помощи для семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

Лекотека – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями и проблемами в развитии, основным методом которой является игра. Специалисты лекотеки реализуют индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы (преимущественно в процессе игровой деятельности) и проводят работу по психологическому сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.

Слово «Лекотека» («Lekotek») произошло от шведского «Leko», что означает «игрушка» и греческого «tek» – «собрание», «коллекция». Первая лекотека была основана в 1963 г. в университетской клинике в Стокгольме по инициативе родителей и педагогов.

В лекотеке взаимодействие родителей с ребенком происходит при содействии и под руководством специалистов – педагогов, психологов – в естественной для раннего возраста игровой среде, эффективными игровыми методами. Семьи с маленькими детьми получают в лекотеке разностороннюю квалифицированную помощь и поддержку, малыши – необходимую среду для полноценного общения.

Лекотека осуществляет свою деятельность автономно или в составе других учреждений:

• дошкольных, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

• учреждений специального образования;

• детских домов и интернатов;

• домов ребенка;

• реабилитационных центров;

• других организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями (от 2 месяцев до 11 лет) и особыми образовательными потребностями.

Клиенты лекотеки – дети с нарушениями развития или выраженными психогенными расстройствами, а также члены их семей или воспитатели. Вид и природа нарушений развития ребенка могут быть разными: двигательными, умственными, сенсорными, коммуникативными, эмоциональными, поведенческими или же сочетанными. Важным фактором является хотя бы минимальная образовательная перспектива для ребенка, возможность какого-либо обучения.

Основная цель лекотеки – создание благоприятных условий для развития ребенка, укрепление его психического здоровья с помощью игр.

Основные задачи:

• диагностика: психолого-педагогическое обследование детей и родительско-детского взаимодействия;

• информирование: предоставление родителям информации по вопросам развития и воспитания ребенка, сообщение результатов психолого-педагогического обследования, сообщение об особенностях выявленных расстройств и ресурсах ребенка;

• сотрудничество с родителями и членами семьи: вовлечение родственников в процессы обследования и стимуляции развития детей, обучение родителей (воспитателей) пользованию средствами лекотеки, методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития;

• составление индивидуальной программы помощи: подбор адекватных средств общения с ребенком; подбор оптимальных способов обучения, помощь в личностно-социальном развитии малыша;

• психокоррекционная и развивающая работа с ребенком: проведение занятий по индивидуальному плану; формирование предпосылок для обучения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях;

• коррекционная работа с семьей: нормализация детско-родительских отношений; помощь семье в принятии ребенка с проблемами в развитии; помощь в преодолении психологических проблем семьи, имеющей ребенка с особыми потребностями.

Основной метод лекотеки – игра.

Формы и содержание работы лекотеки

Работа специалистов лекотеки осуществляется в различных формах, которые подбираются в зависимости от потребностей семьи и ребенка, основными из них являются индивидуальный и групповой игровой сеанс, консультации, тренинги.

Последовательность взаимодействия с семьей, обратившейся за помощью в лекотеку:

• первичная консультация;

• выдача родителям вопросников для обследования семьи и ребенка на дом или заполнение некоторых вопросников с участием психолога;

• приглашение на первичный диагностический сеанс;

• проведение первичного диагностического сеанса;

• составление специалистом заключения (желателен разбор результатов обследования новой семьи на консилиуме специалистов лекотеки);

• повторная консультация родителей: знакомство их с результатами обследования, обсуждение предполагаемого плана работы с ребенком и семьей, заключение договора о сотрудничестве;

• текущие индивидуальные и групповые сеансы (возможны дополнительные диагностические процедуры);

• контрольное обследование в конце учебного года.

Принципы родительского сопровождения игровой деятельности детей с проблемами развития

• Стимуляция и поддержка игровой деятельности. Взрослые должны осознавать жизненную необходимость игры в раннем возрасте как основного источника знаний, навыков и хорошего настроения. Необходимо создавать игровую деятельность, обеспечивать ребенка игрушками и уметь обыграть повседневную ситуацию так, чтобы действия взрослого были выразительными и адекватными возможностям ребенка.

• Недирективность в игровом взаимодействии с ребенком. Родителю следует воздерживаться от любых форм навязывания и принуждения к игровой деятельности, признавая право ребенка добровольно участвовать в организуемой игре или отказаться от нее. Оптимальной для взрослого является роль организатора игровой среды, наблюдателя, активного и эмпатического слушателя, собеседника, приглашенного партнера, если необходимо – генератора идей.

• Уважительное отношение к игре и личности ребенка. Ребенок вправе выбирать Игру, какой бы «примитивной» она не казалась родителям. Задача взрослого – поддержать игру, стать ее участником и с позиции партнерства показать возможности ее модификации (если игра действительно бессодержательна и монотонна). Необходимо замечать и анализировать отношение ребенка к игре и игрушкам. Необоснованное прерывание игры родителем (например, в целях наказания), жесткая критика действий или личности ребенка, также как и игнорирование родителем игры и просьб ребенка поучаствовать в ней, недопустимы.

• Адекватность игр и игрушек уровню и особенностям развития ребенка. Понимание проблем ребенка и ограничений, возникших в результате болезни, знание его психофизиологических, характерологических, поведенческих особенностей поможет родителям воздержаться от непроизвольного и формального навязывания ребенку неинтересных игр (не подходящих ему по возрасту, по уровню развития, по интересам).

• Оптимальная организация игровой среды. Родителям следует рассмотреть возможности организовать игровой уголок, где ребенок сможет хранить свои игрушки и играть с ними в удобных для него позах (лежа, сидя, стоя). Оборудование домашнего игрового пространства должно быть спланировано в зависимости от характера нарушений и проблем ребенка. Правильная организация игровой среды облегчает приспособление к ней ребенка, повышает степень его активного участия в игре, приучает его к порядку.

Равноправное партнерство специалистов лекотеки и родителей – главное условие эффективной коррекционной и развивающей работы с ребенком.

Используемые источники:

1. Российская Лекотека: Методическое пособие. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2006.

2. http://www.fond-detyam.ru

3. http://www.lekoteka.ru

4. http://about-my-sun.narod.ru

5. http://www.valeocentre.ru

 

Л.А. Васильева, ведущий специалист, методист

отдела организации работы по реабилитации инвалидов

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет