A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Психологические проблемы семей с приемными детьми

Рейтинг:   / 0
Просмотров: 40

    У приемной семьи имеется ряд специфических особенностей, которые могут стать зоной психологических конфликтов. Эти особенности часто являются причиной психологических трудностей как приемных родителей, так и приемных детей.

   Дети, прошедшие через детский дом, брошенные родителями или потерявшие их, прошедшие через испытания голодом, пренебрежением, насилием, получают сильную психологическую травму, которая впоследствии может вызывать нежелательные изменения в их поведении. Наличие у некоторых детей такого тяжелого психотравмирующего опыта является не специфической, но важной особенностью многих приемных семей. Иногда именно этот опыт недостаточно серьезно осознается приемными родителями, и вследствие этого возникают риски последующих поведенческих нарушений у детей в более старшем возрасте.

   Одной из психологических проблем приемного ребенка и родителей можно назвать формирование доверительных отношений на начальном этапе пребывания ребенка в семье. Если такие отношения в силу каких-либо обстоятельств не формируются, то это усугубляет у ребенка агрессивность, замкнутость, расторможенность, воровство, курение, стремление к бродяжничеству и т. д.

   Важную роль здесь играет жизненный опыт ребенка, который оказывает влияние на процесс его идентификации с семьей. Приемный ребенок в семье не может принять на себя роль биологического ребёнка, поэтому его идентификация затруднена, что проявляется в отсутствии статуса в новой семье, проблемах верности приемным и биологическим родителям, чувстве униженности. Несложившиеся отношения с биологической матерью формируют у ребенка глубокий внутриличностный конфликт, порождающий чувство недоверия к приемной семье, препятствующий ее положительному восприятию и вхождению с ней в позитивные отношения. Это противоречие может вызывать сложные эмоциональные состояния у приемной матери, выражающиеся в чувстве неуверенности, потере контроля над своими поступками.

   В некоторых случаях для приемных родителей может стать проблемой то, что при передаче ребенка в приемную семью не разрываются его связи с кровными родителя, когда ребенок может общаться с кровными родителями беспрепятственно. В такой ситуации приемные родители могут опасаться двух моментов, во-первых, это страх отрицательного влияния кровных родителей на приемного ребенка, особенно если родители были лишены родительских прав, а во-вторых – опасение, что контакт ребенка с кровными родителями может помешать формированию прочной эмоциональной связи с приемной семьей.

   Специфической особенностью приемной семьи, которая также зачастую ведет к формированию психологических проблем внутри такой семьи, является тот факт, что в приемную семью, в которой уже есть приемные дети любого возраста, могут размещаться другие дети, вне зависимости от их биологического возраста и состояния здоровья, личных особенностей.

   В приемной семье возраст вновь прибывших сиблингов может нарушать естественный порядок «прихода» в семью. В семью, где уже воспитываются дети, к примеру, трех и семи лет, могут быть размещены сиблинги десяти, семи и двух лет. Соответственно, ребенок семи лет, ранее проживавший в семье в качестве старшего ребенка, уже не является старшим, более того, он оказывается «в конкуренции» с другим семилетним. И часто у детей, которые уже успели хорошо адаптироваться в новой семье, при размещении сиблингов происходит регресс, возникают сложности в адаптации к новой ситуации.

   Определенную угрозу для сиблингов представляют дети, долго находившиеся в психотравмирующих обстоятельствах, которым вовремя не была оказана профессиональная помощь. Такие дети могут быть склонны отыгрывать свои травмы внутри семьи, и это может создавать угрозу для других сиблингов, особенно когда речь идет о сексуализированном поведении. Если детей в семье много, то родители при всем желании не всегда могут отследить нюансы взаимоотношений между ними, что создает дополнительный риск для каждого ребенка.

   На сегодняшний день отсутствует законодательство, обязывающее приемных родителей обращаться за помощью к специалистам в случае наличия в жизни ребенка сексуального насилия и жестокого обращения. Поэтому ряд приемных семей, даже зная о наличии у ребенка в прошлом таких событий, не склонны обращаться к специалистам, не осознавая того, что такие дети нуждаются в своевременной помощи психолога, психотерапевта, иначе имеется существенный риск делинквентного поведения в период полового созревания.

   Еще одна большая проблема – контакт приемного ребенка с кровными детьми приемного родителя. Конфликт между кровными и приемными детьми может носить различный характер. У детей может возникать как взаимное неприятие друг друга, так неприятие может исходить и от одной из сторон. Но в любом случае нормальные взаимоотношения детей нарушаются.

   Существует ряд проблем и у самих приемных родителей: отсутствие эмоционального контакта с ребенком, неумение приемного родителя воспринимать ребенка таким, какой он есть, ярко выраженная контролирующая стратегия поведения, нетерпимость и непримиримость к ошибкам приемного ребенка и др. На самом деле психика приемных родителей так часто истощена в ходе адаптационного периода, что семья оказывается под угрозой развала, а дети – возврата.

   Проблема дисгармоничных отношений в приемной семье часто возникает, когда приемные родители гиперопекают ребенка и устанавливают отношения зависимости. Ребенка с его индивидуальными психологическими особенностями это может раздражать и вызывать агрессию в их сторону. На этой почве и возникают многие конфликты в семье.

   Приемным родителям очень важно сразу устанавливать для ребенка правила жизни в семье. Если границы дозволенного и возможного в семье для ребенка будут размыты, он не будет знать, в какой момент нужно сдерживать свои желания и учитывать желания близких. Именно это зачастую становится почвой для развития у ребенка неадекватно растущих потребностей.

   Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка – еще одна проблема приемных семей. Некоторые родители возлагают на детей необыкновенные надежды, пытаются вырастить гениев, отправляя их одновременно в бассейн, на фигурное катание, в художественную школу и т. д. Но очень часто их ждет разочарование.

   Другие родители боятся, что однажды выйдет наружу заложенная генетически нежелательная черта характера. И в том, и в другом случае неудачи, капризы, проступки приемного ребенка воспринимаются родителями негативно, могут приводить к разочарованию и гневу. В то же время такие же поступки родного ребенка воспринимаются ими как норма, легко прощаются и забываются. Дети у таких родителей страдают от низкой самооценки, у них часто бывают депрессии, они не уверены в себе и по-детски пытаются привлечь к себе внимание плохими поступками, дерзостью и вызывающим поведением. Интеллектуальное и психическое развитие приемного ребенка поддаётся психологической коррекции, нo пpoблeмы бyдyт вceгдa. Этoгo нe стоит бoятьcя приемным родителям, личнocть, в кoтopyю они пoвepили, cпocoбнa дocтигнyть мнoгoгo.

 

Список использованной литературы

 1.Анкудимова К.Ю. Проблемы приемной семьи // научное сообщество 21 столетия.: сб. ст. по мат. 24 междунар. науч.-практ. конф. № 7.

2.Ослон В.Н. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. 2001. № 4.

Интернет ресурсы

3.URL: http://sibac.info/archive/guman/7(34).pdf

4.КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-problemy-priemnoy-semi

5.URL: https://psynavigator.ru/publikacii/problematika-priemnoj-semi

 

Ведущий специалист, психолог
отдела по работе с приемными семьями

С.Н. Катичева

Этапы отношений между мужчиной и женщиной – идеализация партнеров друг друга

Рейтинг:   / 2
Просмотров: 345

В отношениях мужчины и женщины как потенциальной супружеской пары психологи выделяют несколько этапов и отмечают, что только пройдя через все, можно обрести гармонию и цельность во взаимоотношениях. Первый этап отношений, как и начало чего-либо вообще, является наиболее определяющим фактором развития. Его называют влюбленностью и безусловным принятием партнера, он полон романтизма и влечения к друг другу. Частично такое состояние объясняется физиологическими изменениями в гормональном фоне, который влияет на восприятие окружающего мира и работы мозга (может длиться от 12 месяцев до 1,5 года).

Отношения на этом этапе строятся на идеализации партнера. Идеализацией партнера называют психологический механизм проецирования на любимого человека собственных ожиданий и желаний, которые зачастую не совпадают с его реальными личностными чертами и стремлениями. В большинстве определений чувства любви в качестве одного из его признаков выделяют склонность к идеализации партнера, к преувеличению положительных качеств, присущих ему, и частичному игнорированию отрицательных. Такая же особенность наблюдается и в других эмоциональных отношениях, например в дружеских.

Иногда идеализация, «лакировка действительности», рассматривается как защитный механизм психики. Это характерно прежде всего для очень молодых, эмоционально незрелых, неопытных людей. Любовь взрослых, психологически зрелых людей не нуждается в приукрашивание образа партнера, и они воспринимают друг друга более адекватно.

В то же время идеализацию недостаточно рассматривать просто как нарушение в системе межличностного восприятия. Ее можно воспринимать как иное, более позитивное отношение к адекватно воспринимаемым свойствам другого человека. Идеализация может выступать и важным фактором формирования отношений. Повышение «ценности» партнера в глазах субъекта служит дополнительным стимулом преодоления трудностей, которые неизбежно возникают в процессе общения. Значит, способность к идеализации является непременным условием личностного роста, что, в свою очередь,способствует оптимизации отношений в паре, вселяя в партнеров уверенность и повышая их уровень самопринятия.

В некотором смысле потребность в идеализации свойственна каждому из нас, и это проявляется не только в сфере человеческих отношений. В сфере познания всегда участвуют две стороны: как объективно существующая внешняя реальность, так и субъективное восприятие ее человеком, со всем багажом прошлого опыта, привычек и вкусов, избавиться от которого просто невозможно.

Говоря о первых влюбленностях молодых пар, стоит заметить, что идеализация в них является нормальным и закономерным явлением. Не имея серьезного опыта длительного взаимодействия с противоположным полом, парень и девушка видят друг в друге практически идеал, который наконец-то воплотился в реальности после долгих мечтаний. Поэтому причиной идеализации партнера можно назвать отсутствие достаточного опыта построения серьезных отношений.

В более зрелом возрасте за потребностью в идеализации, как правило, скрываются неуверенность и страх. Ведь вместо того, чтобы открыть и принять реальную личность партнера, что потребует работы над собой и отношениями для нахождения компромиссов, куда проще создать желаемый образ, о котором известно все, и спроецировать его на любимого человека. Естественно, этот процесс происходит бессознательно и становится некой защитной скорлупой, в которую человек прячется от страха возможных разочарований.

Неуверенность и страх реальной психологической близости с партнером могут быть связанными как с особенностями характера и темперамента человека, так и с травматическими опытами прошлого (проблемные отношения собственных родителей, болезненные разрывы своих отношений).

Так как корнем склонности выдавать желаемое за действительное является страх столкновения с иногда болезненной и требующей внутренних перемен реальностью, главным способом совладать с этой чертой будет работа над собственной самооценкой и открытостью внешнему миру. Очень важно осознать, что чрезмерная идеализация
партнера – это путь в никуда, ведь рано или поздно жизнь и выдуманная реальность столкнутся друг с другом.

К сожалению, на практике это понимают далеко не все. Многие если и признают данную склонность в себе, то объясняют ее своей способностью видеть в человеке то лучшее, что зачастую не видно ему самому. Здесь происходит подмена понятия позитивного настроя, веры в партнера, которая вдохновляет его на постоянный процесс личностного развития, болезненной идеализацией, которая ставит любимому человеку жесткие рамки и карает или впадает в панику, если он им не соответствует.

Поэтому постоянный упор на раскрытие личности партнера и принятие ее, адекватная самооценка и уверенность в себе как противоядие страху столкновения с реальностью вместо ухода в мир грез, совместная работа над отношениями в ключе взаимоуважения и терпения – те необходимые направления, которые помогут парам справиться с нездоровой идеализацией любимого и выстроить в дальнейшем свои отношения.

Список источников:

  1. Джон Грей «Мужчина с Марса, Женщина с Венеры».
  2. Пиз Алан, Пиз Барбара «Язык взаимоотношений (Мужчина и Женщина).
  1. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009.
  2. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования. М.: Флинта: Наука, 2010.

А.Л. Маркарян,

ведущий специалист, психолог

Травма потери и ее влияние на формирование привязанностей у ребенка

Рейтинг:   / 0
Просмотров: 218

С самых первых недель жизни младенец узнает близких людей, он реагирует на знакомый голос, лицо, прикосновение. В процессе ухода и заботы за ребенком между ним и родственниками формируется привязанность.

Привязанность можно определить, как близкие, теплые, основанные на любви отношения между людьми.

Английским психиатром и психоаналитиком Джоном Боулби выделены основные положения привязанности:

1. Привязанности развиваются в отношении одного и нескольких человек, в порядке предпочтения.

2. Привязанности не подвластны времени, то есть могут формироваться новые привязанности, но это не значит, что старые будут забыты.

3. Наиболее сильные переживания бывают у человека во время формирования, утверждения, разрушения и восстановления привязанностей.

Самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка – это утрата родителей. При разлучении с матерью, родственником, или другим близким человеком происходит серьезная эмоциональная травматизация. В этих условиях ребенок испытывает состояние острой дезадаптации. Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей. Еще тяжелее ситуация, когда ребенок уже был взят в семью, а затем возвращен обратно в детское учреждение.

Многие думают, что ребенок не может любить родителей, которые плохо с ним обращаются. На самом деле, эти дети любят своих родителей не такими, какие они есть, а такими, какими они должны были бы быть: додумывая хорошее и не замечая плохое. И утрата семьи, даже если она была неблагополучной, – серьезная травма, приносящая ребенку боль, обиду на родителей и на «жизнь вообще», чувство отверженности и гнев. Даже при самом хорошем уходе за ним со стороны чужих лиц, ребенок может плохо спать, теряет аппетит, интерес к окружающему миру, испытывает тревогу, отчаяние или апатию, легко заболевает.

Травма потери (утрата, горе) – это реакция на потерю близкого, любимого человека после невозвратимой разлуки с ним или его смерти.

Несмотря на то, что реакции детей на потерю близкого человека индивидуальны и отличаются от реакции взрослых, в своих переживаниях ребенок проходит те же стадии.

Начальная стадия утраты – шок и оцепенение. Длится в среднем – 7-9 дней. Происходящее переживается как нереальное, человек, переживающий утрату, может казаться безразличным ко всему. Часто на смену шоковой реакции приходит чувство злости, как реакция на помеху остаться в прошлом вместе с любимыми людьми. Любые внешние стимулы, возвращающие человека в настоящее, могут провоцировать это чувство. Иногда злость смешивается с отчаянием.

Следующая стадия потери – стадия поиска – характеризуется отрицанием безвозвратности утраты, стремлением вернуть ушедшего.

Третья стадия – стадия острого горя – длится до 6-7 недель с момента потери. Человек испытывает сильнейшую душевную боль и поглощен образом ушедшего, идеализирует его. Травма потери влияет на отношения с окружающими. Они раздражают скорбящего, он стремится уединиться. Через 3-4 месяца начинается цикл «хороших и плохих дней». Повышается раздражительность, возможны проявления вербальной и физической агрессии, рост соматических проблем, может начаться депрессия.

Четвертая стадия травмы потери – стадия восстановления – длится около года. В этот период восстанавливаются физиологические функции, коммуникативная деятельность. Происходит постепенное примирение с фактом утраты. Конечно, иногда, приступы горя могут быть очень болезненными.

Приблизительно через год наступает последняя стадия переживания утраты – завершающая. В этот период происходит «эмоциональное прощание» с ушедшим, осознание того, что нет необходимости наполнять болью утраты всю жизнь. Создать в памяти образ ушедшего, найти для него смысл и постоянное место в потоке жизни – вот основная цель на данной стадии. И тогда человек, понесший утрату, сможет любить тех, кто рядом с ним, создавая новые смыслы, не отвергая тех, что были связаны с ушедшим: они останутся в прошлом.

Знание особенностей переживания детьми горя позволяет понять взрослому, что происходит с ребенком, дает возможность помочь ему. Дети, эмоционально «застрявшие» в одной из фаз переживания горя, не пережившие его до конца, живут не настоящим, а прошлым, и их поведение часто воспринимается окружающими как неадекватное. Детям, продолжающим ждать кровных родителей, трудно принять приемных родителей. В таких случаях требуется профессиональная помощь, но, чтобы распознать проблему, взрослые должны иметь о ней представление.

У приемных родителей появляется сложная, но выполнимая задача – сформировать привязанность у ребенка заново. Сначала по отношению к самим себе, а потом развить способность привязываться и к другим близким людям. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются приемные родители, чей ребенок претерпел неблагополучие в кровной семье, а затем оказался в детском доме.

При попадании в приемную семью ребенок, который помнит своих кровных родителей, начинает испытывать «конфликт привязанностей» – пропорционально возникновению чувств к приемным родителям. Фактически попадание в приемную семью заново «запускает» процесс переживания утраты кровной семьи, и во многих случаях именно это делает адаптацию приемного ребенка трудной.

Способность к восстановлению после жизненных травм является частью зрелой личности. Но когда травм слишком много, или они слишком сильны, и выпадают на долю детей, которые не являются «зрелыми личностями» в силу обстоятельств, способность к восстановлению во многом будет зависеть от помощи близких взрослых. От их способности внимательно и с сочувствием – не сентиментально или чрезмерно-тревожно, а именно сочувственно – отнестись к тому, что детям пришлось пережить.

Перед родителями стоит непростая задача, но она осуществима. Главное, не торопить события, запастись терпением и не терять надежды, и, в случае необходимости, обратиться за помощью к специалистам.

Список использованной литературы

1. Боулби Дж. Привязанность. – М., 2003.

2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.,2006.

3. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. СПб., 2005

 

Интернет-ресурсы

1. https://www.miloserdie.ru/article/esli-deti-stradayut-rasstrojstvom-privyazannosti/

2. https://educ.wikireading.ru/5536

 

 Ведущий специалист, методист работы с приемными семьями    Ю.М. Шевцова

Спонтанное рисование – восстановление внутренней гармонии

Рейтинг:   / 0
Просмотров: 335

В настоящее время рисуночные проективные методики получают всё большую популярность среди психологов, педагогов и других специалистов. Они являются ценным инструментом для понимания и оценки характеристик личности, индивидуальности. В рисунках человек выражает свои чувства, делится с другими своими впечатлениями и реакциями на окружающий мир, активно и спонтанно структурирует бессознательный материал. Одной из наиболее интересных техник является спонтанное рисование. Хотя спонтанные рисунки не являются в полном смысле этого слова проективными тестами, их ценность известна практическим психологам уже давно. Кроме того, манера исполнения и содержание рисунков даёт очень ценную информацию о природе и функционировании личности, важным моментом является терапевтическая роль таких рисунков, дающих возможность эмоционального высвобождения.

Итак, спонтанное рисование – это вид изобразительной деятельности, в котором не обязательно уметь рисовать, поэтому он подойдет любому человеку, любого возраста. Это наш ключик к своим внутренним эмоциям и переживаниям, к своему подсознанию. Когда человек рисует и не задумывается о своем произведении как художественном, выводит на листе бумаги то, что ему хочется и кажется важным в данный момент – в его образах всегда проявляется его внутреннее «Я». В психологии есть мнение, что изобразительный продукт имеет свой язык, в котором зашифрована информация нашего подсознания, выраженная в линиях, мазках, цвете.

Как это работает?

Спонтанное рисование приводит к активизации правого полушария, которое у человека отвечает за идеи, образы, творчество. В то время, как у взрослых, в основном доминирующим является левое – это логика, расчет, ограничения. Спонтанное рисование – это замечательный метод избежать внутренней цензуры, убрать эмоциональные блоки и взглянуть на мир и себя с другой стороны. Рисование помогает человеку решить его проблему, понять в чем она заключается, рассмотреть разные и возможные пути выхода из создавшейся ситуации. Страхи, зажимы, комплексы, отрицательные эмоциональные состояния становятся уже не такие значимые, не такие реальные и не такие безвыходные. Спонтанное рисование одновременно и лечит, и диагностирует, и приносит удовольствие от самовыражения! Самое главное – вам не надо быть художником! Вы можете рисовать, даже если никогда раньше не пробовали!

Что получают от спонтанного рисования?

  • учатся слушать свою интуицию и себя;
  • убирают барьеры «я не смогу», «у меня не получиться»;
  • снимают стресс, отрицательные эмоциональные состояния;
  • развивают творческий потенциал;
  • самовыражаются, доставляя удовольствие себе.

Что нужно для творчества?

Для спонтанного рисования необходимо иметь материал, которым вы будете работать, это могут быть: краски, цветные карандаши, пастель, цветные мелки, цветная тушь, фломастеры, разного цвета шариковые ручки – все, что дает на плоскости цвет. Плоскостью может быть бумага, ткань, дерево, картон или стекло. Подойдет все, на чем вы хотите оставить свое желание выразить цветом то, что вы чувствуете. Создается спонтанный рисунок просто, берете материал и кистью или пальцами начинаете заполнять формат, при этом слушаете себя, какой цвет вам нравится, как хочется провести линию, положить мазок, что радует глаз, а что раздражает.

Во время занятий рисованием активизируется работа мозга, нервных окончаний, мышц, «спонтанный рисунок», обращаясь к здоровому творческому потенциалу каждой личности, помогает людям актуализировать их внутренний потенциал для реализации их возможностей, позволяет показать через изображение и цветовую гамму чувства и переживания, помогает справиться со страхами, стрессовыми ситуациями и обрести гармонию в жизни. Рисунок затрагивает самое глубинное в человеке – его духовный мир. Живопись не нуждается в переводчиках, ее образы сразу вторгаются в чувства человека, будь то шедевры гения, творения мастера, создания дилетанта или работы тех, кто исцеляется искусством. Спонтанное рисование помогает даже при различных заболеваниях. Особенно его советуют пройти при повышенном давлении, бессоннице, хроническом стрессе. Подходит тем, у кого есть трудности с выражением эмоций или в ситуациях, когда эмоции «кипят» внутри. Перенося эти чувства и образы на бумагу, человеку легче осознать свои переживания, он получает положительные эмоции, повышает самооценку, тем самым помогая себе справиться с любыми жизненными ситуациями. Этот метод позволяет расширить сознание, дает возможность посмотреть на свои проблемы совершенно по-новому, понять всю их иллюзорность. Спонтанное рисование помлгает человеку поверить в себя и осознать свое жизненное предназначение!

Список источников

  1.  Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. – М., 2002.
  2.  Грегг М. Фере Тайный мир рисунка. Перевод с английского – СПб. Деметра, 2003 – 176 с.
  3.  Иванова О.Л., Васильева И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности. – СПб.: Речь, 2006.
  4.  Проективные графические методики: методические рекомендации. – Витебск. УО «ВОГ ИПК и ППР и СО», 2006.
И.С. Карасева,
ведущий специалист, психолог

Сети виртуальной паутины: как определить и ликвидировать зависимость от компьютерных игр у детей и подростков

Рейтинг:   / 1
Просмотров: 166

 

Причины и признаки компьютерной зависимости у подростков

Компьютерная зависимость у детей и подростков формируется постепенно, причем момент перехода от безобидного увлечения игрой до зависимости зачастую незаметен родителям. Поэтому очень часто мамы и папы до последнего не замечают, что компьютер или планшет стал для их ребенка не просто приятным времяпровождением, а чем-то большим. Родители радуются тому, что их чадо предпочитает сидеть дома за компьютером, а не гулять на улице, рискуя связаться с нехорошей компанией.

Основные признаки и симптомы компьютерной зависимости следующие:
            • стремление проводить за компьютером все свободное время;
            стремление проводить за компьютером все свободное время;
            стремление проводить за компьютером все свободное время;
            раздражительность и злость при попытке отвлечь от компьютера;
            раздражительность и злость при попытке отвлечь от компьютера;
            раздражительность и злость при попытке отвлечь от компьютера;
            сужение круга интересов до предмета своей зависимости.

Важно понимать, что именно привлекает ребёнка в данной конкретной игре. Перефразируя известную поговорку, можно сказать так: скажи мне, в какую игру играет ребёнок, и я скажу тебе, чего не хватает ему в реальной жизни. Например, игра в танки может привлекать возможностью победить противника, а может давать ощущение собственной мощи и силы.

Если это игры в сети, где участвуют одноклассники, то это говорит о недостатке общения. Что делать?Запустить процесс освоения детьми настольных игр. Периодически организовывать ребёнку и компании туристические походы, выезды на квесты или лазертаги, отправлять в летние лагеря с тематикой, близкой его интересам, инициировать общение в реальности.

Если в играх ребёнку особенно нравится организовывать пространства, строить города, распределять ресурсы, то в виртуальном мире реализуется чувство компетентности и уверенности в своих силах. Что делать? Обратить внимание, какие решения ребёнок в реальной жизни принимает самостоятельно. На что он может влиять, где чувствует себя компетентным? И если таких зон очень мало, попробуйте хоть в чём-то перекладывать ответственность на него. Ребенку требуется больше самостоятельности.

Если больше всего игрока вдохновляет процесс отрубания чьих-то голов, стрельба в чьи-то тела или разрушение чего-либо, то это – поиск пути сброса накопившегося раздражения. Что делать?Напряжение можно снять, побив подушку или боксёрскую грушу. Ведь компьютерные драки и убийства не приводят к разрядке. Наоборот, в мышцах скапливается ещё больше напряжения от прожитых глазами, но физически не совершённых действий. После физической разрядки можно перейти к обсуждению проблемы или конфликта.

Если ребёнок раскрашивает картинки, печёт пироги, выращивает овощи или цветы на огороде, создаёт керамические горшки, то это говорит о нереализованной потребности в создании чего-либо своими руками. Что делать? Важно поддержать ребёнка в его начинаниях. Помочь в реальной жизни найти возможность заниматься творчеством. Записаться на курсы, где ребенок научится определенному мастерству.

Методы избавления от компьютерной зависимости

1. Наладить теплые доверительные отношения с ребенком. Как правило, компьютерной зависимости подвержены в первую очередь те дети и подростки, которые недополучают родительской любви и чувствуют себя несчастными в реальном мире. Игра для них – это побег из реального мира с его проблемами в виртуальный, где несколькими нажатиями клавиш можно решить любые сложности и расправиться с врагом. Поэтому родителям очень важно «достучаться» до своего ребенка, убедить его в своей любви и поддержке и научить решать конфликты и получать удовольствие от общения с близкими и друзьями, а не убегать в виртуальную реальность.
        2. Обеспечить  ребенку  яркие  эмоции  и впечатления,  которые никак не будут связаны с компьютерными играми. Практиковать активный отдых, по возможности ходить в походы и устраивать пикники. Записать ребенка на какую-либо интересную для него секцию или кружок. Вместе участвовать в культурных и развлекательных мероприятиях. Организовать подростку интересное времяпровождение – это прямая обязанность родителей, которые хотят помочь своему ребенку избавиться от зависимости.
реальность.
         
3. По максимуму загрузить подростка делами, чтобы ему было чем занять себя в часы, ранее отводящиеся на компьютерные игры.
Если запретить ребенку сидеть за компьютером и предоставить его самому себе, то рано или поздно он найдет новую возможность играть – пойдет в интернет-кафе, напросится в гости к другому геймеру и др. Необходимо чтобы у ребенка были обязанности по дому. Активная помощь в хозяйстве – необходимое условие правильного воспитания.
реальность.
         
4. Поощрять интересы и стремления ребенка, не связанные с компьютерными играми. Если ребенок интересуется чем-либо (музыкой, конструированием, рукоделием, туристическими походами и др.), родителям нужно поддерживать его стремление заниматься хобби и создавать все условия, чтобы он мог развивать свои способности.
реальность.
         
5. Ограничить время, которое подросток проводит за компьютером. Сделать это можно либо посредством запретов и контроля, либо с помощью множества программ, позволяющих установить «родительский контроль» за пользованием ПК и отключающих доступ к интернету по истечении отведенного родителями времени.

Цель всех этих методов проста – научить подростка радоваться жизни и ощущать счастье не только во время выигрышей и достижений в игре, но и в процессе реальной жизни. Давайте попробуем разговаривать с нашими детьми об их переживаниях в этой компьютерной реальности, столь чуждой для многих родителей, но ставшей важной частью жизни детей. Ведь разгадав причины, манящие их туда, мы можем помочь реализации их потребностей в реальном мире. Тогда компьютерная игра станет всего лишь одним из способов проведения свободного времени и перестанет быть порталом в страну исполнения несбыточных желаний.

 

Интернет-ресурсы:

  • http://www.za-partoi.ru/vo-chto-igrayut.html
  • http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/seti-virtualnoy-pautiny-kak-opredelit-i-likvidirovat-zavisimost-ot-kompyuternyh-igr
  • http://www.za-partoi.ru/vo-chto-igrayut.html

 

Ведущий специалист, методист отдела повышения квалификации

И.В. Мальцева

   
Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет