A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Песочная терапия

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Песочная терапия – это невербальная форма психотерапии, основоположником которой был Карл Густав Юнг. Создателем метода Sandplay («Игра с песком») является исследовательница культур Востока и ученица К. Юнга Дора Калф. Она также училась у английского детского психотерапевта Маргарет Ловенфельд, которая в 1929 году предложила на терапевтическом сеансе детям ящичек с песком, воду и миниатюрные игрушки. Ловенфельд называла это «техникой построения мира». Сегодня Sandplay является полноценной психоаналитической техникой, признанной во всем мире.

Создание песочных композиций стимулирует фантазию человека, позволяя ему понять свои собственные внутренние процессы, которые рассматриваются в символике ландшафта и выбираемых человеком миниатюрных фигурок людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов и еще много другого.

Пересыпание песка, создание отпечатков, картин с использованием предметов – всё это формы песочной терапии. Фигурки могут символизировать как субличности человека, создающего песочные образы, так и реальных людей, с которыми он связан. Выстраивая героев песочного города, человек строит новые взаимоотношения с самим собой. Если человек может осознать свои переживания, найти им объяснения, он успокаивается, обретает чувство определенности и уверенности. Он может ответить себе на вопросы: почему он так чувствует себя, почему так делает, почему так думает.

В процессе песочной терапии проявляются творческие возможности человека, благодаря чему происходит отреагирование внутреннего напряжения.

Разыгрывая в песочнице конкретные ситуации из жизни, можно изменить своё отношение к ним и найти правильные для себя решения. Можно выстроить созидательный сюжет или событие, а это важный психотерапевтический ресурс.

Песок может принимать любую форму. В сухом виде он один, в мокром - совершенно другой. Он непостоянный, все «скульптуры», сделанные из этого материала, быстро рассыпаются. Однако, из песка можно быстро сделать самые разные образы, фигурки и даже ситуации.

Для ребёнка песочная терапия хороша как коррекционно-развивающая и образовательная работа. Работа с песком – это упражнения на тактильную чувствительность, гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка.

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Она развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое. Работа с песком успокаивает, как будто в нем содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Как протекает процесс песочной терапии?

Занятия проводятся при помощи большого количества маленьких фигурок и специальных песочниц с сухим или влажным чистым песком.

Классический сеанс песочной терапии начинается с того, что ребенок выбирает наиболее привлекательные для него игрушки. Делать это нужно медленно, прислушиваясь к себе. После чего эти самые фигурки в произвольном порядке размещают на одном из подносов с песком. Расположить их можно как угодно: в один ряд, по кругу, в разных концах подноса и так далее. Фигурки могут соединять нарисованные «дорожки» (связи между объектами), «следы», сделанные пальцами, или их может вообще ничего не соединять – все так, как захочется сделать ребенку.

Терапевтический эффект достигается уже на этапе размещения игрушек. Когда картина будет завершена, специалист сможет интерпретировать, что беспокоит ребенка в данный отрезок времени, а также поможет ему найти выход из сложной ситуации в ходе игры.

Песочная терапия, обучение которой доступно любому специалисту психолого-педагогического профиля, может стать отличным помощником в организации реабилитационно-воспитательного процесса. Причем она не требует какого-то дорогостоящего оборудования - только ящик для песка, маленькие игрушки и сам песок.

Песочница для песочной терапии может быть деревянной или пластиковой. Главное, чтобы у нее были довольно высокие бортики (чтобы песок не высыпался) и дно, окрашенное в голубой цвет. Оно будет символизировать небо или воду, что облегчает процесс игры и создания своей собственной картины. Изготовить такой ящик можно самостоятельно или заказать в специализированном магазине.

Еще одна важная составляющая песочной терапии – собственно песок. Перед тем, как насыпать в песочницу, его следует промыть и просеять, а затем прокалить в духовке. Так он станет безопасным для детских игр.

Обязательны и игрушки для песочной терапии. Важно, чтобы они были разнообразными и позволили ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории), причем как реальных, так и воображаемых. Фигурки животных: домашних, диких, мифических. Некие символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек. Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки. Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль. Транспорт: машинки, самолеты, поезда, лодки. Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты. Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.

Специалист не просто дает задание создать картину своего настроения, а перед занятием кратко объясняет детям, что обозначает каждая группа предметов. В зале для занятий может играть спокойная музыка, а может царить полная тишина – в зависимости от настроя группы и возраста детей.

В результате курса песочной терапии проходит тревога, устраняются негативные эмоции. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Арт-терапевты советуют иметь песочницу, чтобы в трудные или, наоборот, минуты радостные создавать песочные картины.

Песочная терапия является эффективным методом в психотерапии и психологическом консультировании. В настоящее время существует множество наработок, идей для ее перспективного развития.

А.О. Бурбыга, специалист 2 категории

отдела организации работы по реабилитации инвалидов

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет