A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Причины материнства

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Зачем мы рожаем детей?
Из страха одним оказаться.
Боязни бесцветности дней.
Желанья любить, удивляться.
 
Зачем мы хотим малыша?
Чтоб вспомнить забытые сказки.
Чтоб выдала наша душа
Запас нерастраченной ласки.
 
Зачем мы желаем родить?
Чтоб быть как другие, не хуже.
Чтоб было кого поучить.
Чтоб знать: я – не зря, я им нужен!
 
Зачем мы рожаем детей?
Чтоб ими могли восхищаться.
Чтоб встретив семейных друзей,
Нам было о чём пообщаться.
 
Зачем мы желаем родить?
Друг к другу любовь приумножить.
Немного счастливее быть.
Себя в своих детях продолжить.

 

Сафронова Юлия

Казалось бы, такой простой и естественный вопрос, но ответы на него могут быть совершенно различными у разных матерей. Вопрос готовности к материнству изучается в отечественной и зарубежной психологии довольно интенсивно. Многие практикующие психологи работают в этом направлении. То, насколько мама готова принимать, видеть, взаимодействовать со своим ребенком напрямую влияет на формирование детско-родительских взаимоотношений и развитие личности ребенка в целом. «Готовность к материнству» – это совокупность факторов, качественно влияющих на идентификацию женщины с ролью матери.

Известный российский психолог Г.Г. Филиппова выделяет несколько факторов, влияющих на готовность к материнству: личностная готовность; адекватная модель родительства; мотивационная готовность; сформированность материнской сферы; сформированность материнской компетентности.

В данной статье остановимся более подробно на мотивационной готовности. Какие потребности женщина реализует, становясь матерью, соответственно, какие мотивы становятся первостепенными в принятии решения о рождении ребенка. Иными словами: «Почему мы рожаем детей?»

Известный практический психолог А. Свияш в одной из своих статей справедливо заметил, что человек – единственное существо, которое может сознательно выбрать и решить для себя, иметь или не иметь детей. Сколько их иметь, когда рожать и т. д. «Все остальные существа решать и выбирать этого не могут, они просто размножаются и все!» – пишет А. Свияш.

На сухом научном языке понятие «материнство» объясняется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологический и социальный аспекты. Действительно, материнство не ограничивается лишь выполнением биологической задачи, человек может контролировать рождаемость, регулировать или соотносить свои жизненные и семейные ценности с количеством детей и личными стремлениями. Эволюционное назначение материнства состоит в том, чтобы мать, помимо физиологической функции деторождения, адекватно заботилась о своем потомстве, способствовала выращиванию и воспитанию детей. Именно социальная составляющая и определяет причины и мотивы материнства.

В становлении и реализации материнско-детского взаимодействия центральным и определяющим является материнское отношение к ребенку. Оно лежит в основе всего поведения матери, которое, в свою очередь, способствует формированию личности ребенка: его самооценки, поведения, формирования образа-Я.

Каждая женщина, будучи когда-то ребенком, девушкой, женщиной, в течение своей жизни получила определенный «багаж» опыта, ценностей, основанных на ее личной истории, семейном и социальном положении. Эти средовые влияния, вкупе с личностными особенностями, включая ее субъективное отношение к будущему ребенку, способствуют формированию материнства.

Мотивационный компонент проявляется в формировании желания родить ребенка. Сюда относятся причины и побудители, которые приводят женщину к такому выбору. Мотивы рождения ребенка можно, в свою очередь, разделить на конструктивные, способствующие более высокой готовности к материнству, и деструктивные, отрицательно влияющие на психологическую готовность.

К конструктивным мотивам можно отнести такие, как стремление дать жизнь другому человеку со всей его уникальностью и неповторимостью, стремление продолжить себя, свой род. В этом случае женщина относится к беременности как выражению обоюдного желания супругов иметь ребенка. Она проявляет большую любовь к детям и видит реализацию своих возможностей в материнстве: воспитать ребёнка, передать ему свои знания, жизненный опыт.

К деструктивным мотивам можно отнести такие мотивы, при которых ребенок становится средством полоролевой, возрастной и личностной самореализации женщины; средством удержания партнера или укрепления семьи; средством компенсации своих травматичных детско-родительских отношений; средством достижения определенного социального статуса и т. п.

Остановимся подробнее на деструктивных мотивах. Огромное количество женщин даже не задают себе вопроса «Почему я хочу стать матерью?». Исследование мотивов материнства в процессе психологического консультирования может быть очень важным, поскольку оно описывает и формирует картину мира матери, ее взгляды на воспитание, ее материнскую идентичность. Исследуя мотивы рождения детей, можно способствовать тому, чтобы женщина осознавала свои действия и поведение в отношении ребенка. Психолог-консультант может акцентировать и помочь увидеть деструктивные мотивы, которые влияют на формирование материнского отношения и негативно сказываются на развитии и благополучии ребенка.

Основываясь на опыте работы практикующих психологов и опубликованных исследованиях, можно привести наиболее распространенные мотивы:

  •    «Так получилось»; «Залетели»; «В планах этого не было, все произошло случайно». Случайная беременность как способ ухода от ответственности в принятии решения и переносе локуса контроля во внешний средовый уровень.
  •   «В браке должны родиться дети»; «Пришло время». Беременность как средство социальной реализации, подкрепления социального статуса, интроецированных представлений женщины.
  •   «Пора уходить в декрет». Женщина использует беременность как решение проблем на работе, или иллюзорно верит, что получит «отдых» от работы во время отпуска по уходу за ребенком.
  •   «Чтобы оживить отношения с супругом». Беременность как способ избавления от скуки в отношениях, угасания чувств в паре. Таким образом, женщина (а часто и оба супруга) надеется на то, что отношения можно укрепить или спасти при помощи ребенка.
  •   «Порадовать своих родителей, так как те хотят внуков». Беременность как выражение сильной привязанности женщины к родителям, ее неспособности психологически отделиться от родительской семьи; такая женщина часто психологически незрела, с размытой идентичностью, она также может быть склона к зависимости.
  •   «Когда-то мне не хватило любви, заботы, игрушек, образования, путешествий. Я дам это своим детям»; «У меня не получилось, я все сделаю, чтобы получилось у моих детей». Беременность как способ «прожить свое детство в собственных детях», женщина проецирует свои потребности на собственных детей и стремится к их реализации посредством ребенка.
  •   «Выйти замуж с помощью ребенка или удержать мужчину в семье». Беременность как средство манипуляции мужчиной.
  •   «В обществе считается, что женщина неполноценна, если она не родила, многие начинают относиться к ней с жалостью, единственное, что может спасти ее положение – это рождение ребенка». Беременность как реализация личности женщины (или обоих супругов), связанная с выполнением ее социальной роли, которая может не соответствовать желаниям и потребностям женщины.
  •   «Чтобы было кому подать стакан воды в старости». Беременность как избавление от одиночества: в таком случае к ребенку предъявляется большое количество ожиданий, мать (или оба родителя) считает, что обеспечит себе уход и заботу, родив детей.
  •   «Дети – смысл жизни». Беременность способствует концентрации матери на рождении детей, как единственной ценности в жизни женщины.
  •   «Ребенок – решение материальных проблем». К сожалению, и такой мотив присутствует в наше время, когда ребенок является возможностью решить вопрос с жильем, получением ипотечного кредита, материнских пособий.

  Может ли ребенок быть средством решения проблем? Как получается, что ребенок становится «средством»? М.И. Лисина – автор концепции влияния общения ребенка со взрослым на становление его личности, выделяет субъектно-ориентированное отношение к ребенку как субъекту, личности – в противоположность «объектному» отношению, когда ребенок выступает для матери преимущественно как объект ухода, педагогических, медицинских и других воздействий. При объектном отношении к ребенку женщина часто принимает решение родить, потому что хочет получить что-то от ребенка, решить свои проблемы, реализовать таким образом свои мечты, идеи, стремления.

Субъектное отношение может оказаться ключевым фактором в структуре психологической готовности к материнству, проецироваться в стиль материнского поведения и тем самым обеспечивать наиболее благоприятные условия для психического развития ребенка. В этом случае, важнейшими аспектами взаимодействия матери и ребенка являются уровень общения, особенности становления у него образа себя и потребности в сопереживании.

«Самое здоровое желание иметь детей нельзя объяснить логически. Просто взрослый человек хочет, чтобы в этот мир пришёл ещё один маленький человечек. Пришёл с его помощью. Пришёл и порадовался жизни. Причём порадовался не так, как считает нужным взрослый, а возможно, как-то по-своему. Задача взрослого вовсе не в том, чтобы сделать его похожим на себя. И не в том, чтобы решить с его помощью свои проблемы. Это просто желание дать жизнь новой жизни. Без всяких задних мыслей о том, чем это облегчит вам жизнь. Отдать, а не получить. И тогда, как это ни странно, у вас гораздо больше шансов стать счастливым родителем» А. Свияш.

Список источников:

  1. Филиппова Г. Г. Психологическая готовность к материнству. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А.Н, Васина.- М.:Изд-во УРАО, 2005. – 328с.
  2. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери // Соросовские лауреаты. Философия. Психология. Социология – М.,1996.
  3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
  4. Филиппова Г.Г. Образ мира и мотивационные основы материнства // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Пермь. 1995.
  5. Филиппова Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
  6. Кузнецова Ю.П., Фёдорова И.А. Мотивационный и оценочный компоненты психологической готовности к материнству//Вестник КАСУ № 5, 2009.
  7. Свияш А.//Журнал позитивной психологии «Разумный мир» № 3, 2003.
  8. http://www.psymama.ru/articles/index.html

И.В. Голубева,

ведущий специалист, психолог

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет