A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Имплозивная терапия

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Имплозивная терапия − одна из форм поведенческой психотерапии, используется при фобиях и тревожном расстройстве, включая ПТСР. Метод был создан американским психологом Томасом Стэмпфлом (Thomas Stampfl) в 1961 году.
Сущность лечения имплозивной терапией состоит в намеренном погружении человека в травмирующие воспоминанияс целью реинтеграции подавленных эмоций.
Имплозивные методики используются главным образом в поведенческой психотерапии и когнитивно-поведенческой психотерапии.
Виды имплозивной терапии
Существует три вида имплозивной терапии: в воображении, в реальности и виртуальные методики. Обычно в терапевтической практике сначала используется погружение в воображении или виртуальное погружение, и лишь затем погружение в реальную ситуацию.
Феномены имплозивной терапии
Имплозивные методики основаны на двух феноменах:
1. Феномен угасания условных рефлексов (идея И. П. Павлова): если стимул (пугающая ситуация) не сопровождается ожидаемыми последствиями (пациент не подвергается реальной опасности), то условный рефлекс (в данном случае, страх) постепенно угасает.
2. Феномен привыкания: наблюдения показали, что если индивид долгое время находится в пугающей ситуации, то сначала его страх становится все более интенсивным, но затем, если стресс продолжается достаточно долго, то индивид постепенно привыкает к нему, и страх проходит. В дальнейшем индивид осознает, что он способен обрести хладнокровие в стрессовой ситуации, и подобные ситуации вызывают у него все меньший страх.
А. Лазарус описывает случай терапии, когда пациента больницы, боящегося заразиться полнотой вследствие телесного контакта с полными людьми, помещают (с его согласия) в палату с очень полными пациентами, которые неизбежно будут к нему прикасаться. Спустя некоторое время страх телесного контакта с полными людьми исчез.
Далеко не все страхи можно назвать фобиями. Фобия − это уже невроз, когда при виде объекта, внушающего ужас, у человека возникает ряд физиологических изменений, которые не дают ему нормально существовать: учащается сердцебиение, перехватывает дыхание вплоть до удушья, резко падает артериальное давление и др. Справиться с этим состоянием самостоятельно человек не может. Всего фобий насчитывается около пятисот, и среди них значительное место занимают зоофобии – боязнь животных. Среди них орнитофобия − боязнь птиц, агризоофобия − боязнь диких животных, аклюрофобия (галеофобия, гатофобия, элурофобия) − боязнь кошек, канеофобия − боязнь собак, офидиофобия − боязнь змей и многие другие.
Чаще всего объектом фобии становятся именно те животные, кто и раньше вызывал опасения. Бывают фобии, просто смешные, например, боязнь кур, но человеку, который впадает в панику при виде цыпленка, совсем не до смеха. Однако обычно объектом болезненного страха становятся либо те животные, с которыми мы часто встречаемся в повседневной жизни (например, собаки и кошки), либо те, кто будят в нас врожденные кошмары, то есть опять-таки пауки, змеи и прочие «противные твари».
Схема проведения имплозивной терапии
Метод имплозивной терапии заключается во внезапном предъявлении клиенту сцен, вызывающих у него чрезвычайно сильную тревогу. Он основан на его максимальном переживании. Клиентом составляется список пугающих ситуаций. Специалист просит клиента вообразить ситуацию, вызывающую страх, свободно выражая все возникающие чувства.
Цель работы специалиста – поддержание страха на максимально высоком уровне при переходе ко все новым и новым ситуациям из индивидуальной шкалы тревоги.
При этом личность должна встретиться лицом к лицу со своими кошмарами, нередко идущими из детства, и разрушить привычный эмоциональный стереотип. Переживание очень сильного страха в условиях поддержки и безопасности способствует его угасанию. Процедура длится до тех пор, пока тревога не иссякнет, на что в большинстве случаев требуется от 10 мин до 1 ч. Иногда клиенты пребывают в настолько подавленном состоянии, что прерывают занятие. Применение метода имплозивной терапии нередко приводит к улучшению состояния при лечении разнообразных фобий.
Метод может сочетаться с игровой терапией (у детей), творческим самовыражением (рисование, театрализация), телесной терапией, гештальттехниками, психоаналитической терапией.
Преимущества и ограничения имплозивной терапии
Преимуществом имплозивного метода является быстрота достижения результата. Для устранения страха часто бывает достаточно двух-трех сеансов имплозии. В первую очередь, человек должен принять решение об участии в имплозивной терапии абсолютно добровольно и осознанно, на основе полной и достоверной информации о сути метода и его эффектах. Существуют также определенные требования к уровню физического здоровья человека, поскольку имплозия создает достаточно высокие физиологические нагрузки. Имплозию обычно не применяют к тревожным личностям. Клиенту предоставляют право прекратить процедуру в любой момент и заранее оговаривают знак, по которому имплозия будет прекращена.
Идеальный клиент для имплозивной терапии − взрослый здоровый клиент, достаточно смелый и ответственный, единичный страх которого возник в результате одиночного травмирующего события. Применение этой техники требует от клиента очень большой мотивированности и довольно высокой стрессоустойчивости.
Рекомендации специалистам
  1. Имплозивная терапия может использоваться в работе, как с отдельными клиентами, так и с группами. Например, специалист может одновременно работать с несколькими студентами, которые боятся экзаменов, вместо того чтобы заниматься с каждым студентом индивидуально.
  2. Страх, тревога могут быть подавлены, если стимулы, их вызывающие, связать во времени со стимулами, антагонистичными страху, например с релаксацией.
  3. Важным мотивирующим моментом является дальнейшая проработка проблемы клиента.
Подготовлено по материалам:
  1. Арнольд О. Страшнее кошки зверя нет // Журнал школьный психолог. − №1 – 2012. – с. 16-19.
  2. Ромек В. Поведенческая терапия страхов // Журнал практической психологии и психоанализа. −2002. − №1.
 
Е.А. Малаховская, ведущий специалист, методист
отдела организации работы по реабилитации инвалидов
Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет