A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Первый год жизни: развитие общения

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Первый год жизни: развитие общения

         В первое полугодие у ребенка активно формируются эмоциональные отношения с близкими. Эти отношения ведут за собой его последующее развитие: и эмоциональное, и речевое, и двигательное. Инициирует общение с ребенком мать: сопровождает свои действия по уходу ласковыми словами, разговаривает с ним, смотрит в лицо, улыбается. Она как бы предполагает, что он ее слышит и понимает, авансом относится к нему, как к личности. Постепенно новорожденный начинает останавливать взгляд на ее лице, реагировать на звуки голоса замиранием, взглядом, поворотом головы. Особое значение в процессе взаимодействия занимает ритуал кормления. Не так важно, получает ребенок грудное или искусственное вскармливание. Это время будет одинаково счастливым для ребенка, если мама чувствует себя спокойно и умиротворенно, а ее внимание полностью сконцентрировано на малыше.

         Развиваясь в потоке общения, к концу первого месяца ребенок уже не только замрет, глядя вам в глаза, но и улыбнется. Эту улыбку психологи называют «социальной» — она обращена к другому человеку и означает, что у ребенка возникла потребность в общении, которое приведет вашего малыша ко всем его дальнейшим достижениям. Вскоре он начнет улыбаться и при виде яркой игрушки, рассматривать ее, следить за передвижениями предметов — все это психологи называют познавательной активностью.

         На третьем месяце малыш уже сам инициирует общение, радостно оживляясь при виде взрослого. Это так называемый комплекс оживления: если подойти к ребенку и ласково заговорить с ним, он начнет улыбаться, издавать разные звуки, а позже смех, активно двигать ручками и ножками. Комплекс оживления — важный показатель благополучного развития ребенка. Его отсутствие или слабая выраженность (дети безучастны к происходящему) могут быть следствием поражения нервной системы, одним из ранних признаков умственной отсталости или детского аутизма. Но чаще всего такое поведение говорит о хронически неудовлетворенной потребности в общении.

         В это же время ребенок начинает выделять свою мать, если она ухаживает за ним и часто с ним эмоционально взаимодействует. При ее появлении он особенно радостно оживляется, явно предпочитает ее посторонним. Формирование привязанности к матери (или другому ухаживающему за ребенком человеку) — важный этап в становлении личности ребенка, отражающий его способность к эмоционально-личностным отношениям с другими людьми сейчас и в будущем. Здоровая привязанность обеспечивает чувство защищенности и уверенности в себе. А когда тебе комфортно и безопасно, спокойно можно проявлять интерес к миру вокруг.

         Здоровый, нормально развивающийся ребенок к четырем-пяти месяцам активен в исследовании окружающих его предметов, открыт и доброжелателен к близким людям, жизнерадостен, уверен и требователен в своих желаниях. Он инициативен в общении: уже сам привлекает внимание взрослых взглядом и звуками к понравившейся игрушке, придумывает первые игры. Самая популярная из них – «подними мою игрушку». Малыш все настойчивее переключает взаимодействие в русло совместной игры с предметами. Если предметов нет, он требует, чтобы с ним играли в другие игры с движениями, например, «в козу» или «по ровненькой дорожке». Теперь взрослый выступает для ребенка не только как любящий человек, но, прежде всего, как источник новых игрушек и партнер по совместным действиям с предметами. На данном этапе предметная деятельность становится для него важнее эмоционально-личностного общения. Теперь малыш предпочитает того взрослого, который наиболее полно удовлетворяет его потребность в общении и сотрудничестве, т.е. играет с ним.

         В отношениях с взрослыми развитие проявляется в том, что в 7-10-ти месячном возрасте ребенок начинает разделять «своих» и «чужих» и относиться к последним настороженно или даже со страхом. Усложняются проявляемые им эмоции. Если в первом полугодии можно было наблюдать радость при общении и плач при дискомфорте, то теперь он может сердиться, протестовать, огорчаться, смущаться, испытывать робость при общении с незнакомыми взрослыми или в непривычной обстановке. Малыш становится чувствительным к отрицательным эмоциям взрослых, реагирует на похвалу или порицание. Он по-прежнему очень привязан и эмоционально зависим от матери, ему необходимо возвращаться к ней для «эмоциональной подзарядки». Переживание разлуки с матерью на долгий период может быть достаточно сильным и травмирующим для психики, вплоть до возникновения «синдрома госпитализма».

         Развитие речи неразрывно связано с развитием общения. Примерно с двух месяцев большинство малышей с удовольствием вступают в «диалог» с взрослым: в ответ на протяжное «агу» они повторяют «гу», «га», «агу». С трех-четырех месяцев малыши активно «вокализируют», общаясь, рассматривая игрушки, или в одиночестве нараспев произносят разные звуки, словно играют в них. Обычно при этом взрослые тоже инстинктивно используют особую речь - «беби-ток». Это нежные высокие эмоционально интонированные звуки, именно к этим звукам наиболее чувствительны младенцы.

         Далее расширяется понимание речи: в шесть-семь месяцев ребенок поворачивает голову в сторону называемого предмета, находящегося на постоянном месте, в семь-восемь находит его в любом месте, откликается на свое имя, по просьбе взрослого проделывает простые действия («ладушки», «до свидания»). К концу года он понимает названия игрушек, игровых и бытовых действий (кидай мячик, пей и т.п.). Собственная речь младенца проявляется активным лепетом, состоящим из повторяемых слогов, которые к концу года могут объединяться в целые тирады, в это же время появляются первые «настоящие» слова, обозначающие предметы или действия («мама», дай», «киса», «деда» и т.п.).

         Напомним еще раз, что речевое и эмоциональное развитие находится в прямой зависимости от того, насколько активно и эмоционально общаются с ребенком взрослые.

О.А.Гончарова, nведущий специалист, методист

отдела психолого-методического сопровождения

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет