A- A A+

Трудный возраст

Просмотров: 396

         Старший дошкольный возраст – это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении.

         Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (упрямство, строптивость и др.). Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является разделение в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни («В школе – большие, а в детском садике – только малыши»), а также желание выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье. Появление такого стремления свидетельствует о том, что ребенок перешел на более высокую возрастную ступень. У него появляется осознание своего социального «Я», формируется социальная позиция. Психологи выявили связь кризиса семи лет и успешности адаптации детей к школе. Оказалось, что дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньше трудностей, чем те дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся.

         Говоря о связи кризиса семи лет с готовностью ребенка к обучению в школе, необходимо отличать симптомы кризиса развития от индивидуальных особенностей темперамента и характера. Для этих целей используется анкета для родителей.

Оценка особенностей поведения ребенка 6–7-летнего возраста (анкета для родителей)

         Оцените особенности поведения ребенка за последние полгода –год. Если данная особенность поведения свойственна ребенку и появилась недавно, соответствующий пункт оценивается в 2 балла. Если указанные особенности появляются время от времени независимо от возраста – 1 балл.При их отсутствии ставится 0.

  1.  В последнее время (полгода – год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.
  2.  Часто грубит, старается «переговорить» взрослого.
  3.  Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.
  4.  Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой.
  5.  Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.
  6.  Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами.
  7.  Стал упрямым, во всем отстаивает свое мнение.
  8.  Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом.
  9.  Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу.
  10.  Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности.

Анализ результатов

0-5 баллов – для этого возраста ребенок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательней, может быть, он отстает от сверстников в своем развитии.

6-10 баллов – негативные реакции ребенка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса.

11-20 баллов – скорее всего, трудности в воспитании ребенка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера.

Как справиться с кризисом семи лет (рекомендации для родителей)

  •  Прежде всего помнить, что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
  •  Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованы и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
  •  Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
  •  Многократное объяснение уже известных ребенку фактов не полезно в таком возрасте, это спровоцирует чувство непонимания родителями мнения ребенка.
  •  Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
  •  Нахождение новых и неожиданных доводов подтолкнет к внимательному слушанию. Ребенку будет приятно, что его не запугивают, а рассказывают о реальном положении вещей.
  •  В возрасте 7 лет ребенок начинает задумываться о своих чувствах, прогнозировать последствия своих действий. Возникает возможность формирования навыков бесконфликтного решения спорных ситуаций.
  •  При ощущении отдаления ребенка от взрослого, необходимо начать делиться с ним собственными чувствами, рассказывать о своем настроении, о переживаниях. Также обязательно нужно проявлять ненавязчивый интерес к переживаниям ребенка, его играм, мечтам, отношениям с ровесниками. Сопереживать в радостях и горестях малыша.
  •  Ребенок постоянно будет стремиться проявить свое желание быть взрослым. Делегирование «взрослых» обязанностей, адекватных возрасту, создаст основу для чувства доверия взрослому, ребенок сможет продемонстрировать свою самостоятельность. При этом очень важно помнить, что для ребенка по-прежнему ценно мнение мамы и папы, их совет или помощь и оценка его стараний.

         И самое важное – это безусловное принятие и любовь к своему ребенку, такому, какой он есть именно сейчас, уважение к его мнению и интересам.

Морозова Е.К., ведущий специалист, психолог

отдела психолого-методического сопровождения

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет