A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Агрессивный ребенок

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

         Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Достаточно часто мы, взрослые, являемся свидетелями того, как дети ссорятся и дерутся со сверстниками, обзываются и выясняют отношения между собой, ломают и отбирают игрушки, угрожают и обижают животных. Можно ли назвать такое проявление агрессивным? Да, можно. Но за агрессивными внешними проявлениями скрывается множество различных причин. И в них необходимо разобраться в первую очередь. Агрессия – это все-таки реакция на определенную ситуацию, причем так или иначе для ребенка неблагополучную. Чаще всего такое поведение проявляется в период возрастных кризисов (3–4 года, 6–7 лет, 13–14 лет).

Причины агрессии ребенка:

• Его обижают и унижают. Несправедливое отношение может вызвать здоровую злость, которая зачастую позволяет ребенку защитить и отстоять себя.

• Кто-то нарушил его личностные границы, например, взял его игрушки или личные предметы без разрешения, прервал его игру или разговор, причинил физическую боль.

• Он устал, болен или сильно напуган. Злость также может быть выражением бессилия.

• Не получает должного родительского внимания. Ребенку не хватает вашего внимания, заботы, тепла, любви, и он использует злость, чтобы обратить ваше внимание на себя.

• Кто-то в семье открыто или скрыто агрессивен.Ребенок, копируя поведение взрослых, может вести себя таким способом – это естественный бессознательный процесс.

• Он по каким-то причинам не чувствует себя защищенным. Он может нападать на других, пытаясь «найти» воображаемого агрессора.

• Он привык считать себя плохим, потому что им часто недовольны. Чужую критику и недовольство ребенок не может долго носить в себе, он пытается от них избавиться, осуждая и критикуя других.

• Ребенок пережил какое-то травматичное для него событие. Травматичным событием для ребенка может быть: перемена места жительства, сильный страх, утрата, а, порою, и насилие.

• Запрет на проявление негативных эмоций.

         Довольно часто встречается ситуация, когда спокойный дома ребенок становится агрессивным в детском саду или в школе. Одно из объяснений как раз в том, что дома негативные эмоции под запретом. Очень часто родители говорят своему ребенку: «Нельзя злиться, с тобой никто не будет дружить!», «Не сердись!». И ребенку ничего не остается делать, как научиться искусно прятать или подавлять свои эмоции и чувства, и это искусство доходит до совершенства, когда агрессию просто не чувствуешь. Проблема в том, что подавленная агрессия никуда не девается, она находит другие формы выхода: психосоматические заболевания (простуда, аллергические реакции), направляется во внутрь (депрессивные проявления) или перерастает в черту характера («колкий язык», «застенчивость и трусость»).

         Обращаясь к психологическому анализу можно сказать, что гнев и злость возникают как реакция на появление препятствия к удовлетворению потребности. Если ребенок злится и ведет себя агрессивно, то на это есть «веская» причина – на данный момент важная потребность для ребенка не удовлетворена. Сложность заключается в том, что маленький ребенок обычно сам не может осознать и тем более сказать о своей потребности. Важна помощь родителей, которым необходимо взять на себя роль дипломата и задать простой вопрос: «Что ты сейчас хочешь?». И если желания и потребности ребенка не могут быть удовлетворены сиюминутно, то родителю необходимо:

  1.  Во-первых, донести до ребенка понятное объяснение, почему он не можете получить желаемое, спокойно рассказывая о причинах вашего запрета.
  2.  Вторая задача родителя – предложить другой вариант, альтернативу удовлетворения потребности.
  3.  Третья задача – научить ребенка способам конструктивного взаимодействия с окружающими.

         Умение распознавать свои чувства, эмоции и использовать их в мирных целях значительно облегчает и улучшает жизнь и самого ребенка, и окружающих его людей.

 

Иванова В.Е., ведущий специалист, психолог

Отдела психолого-методического сопровождения

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет