A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Буллинг: как отстаивать свои границы

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

         Школьная травля (буллинг) – это очень сложный процесс, в котором принимают участие разные стороны: жертвы, обидчики или преследователи, наблюдатели, сочувствующие той или иной стороне. Все они находятся в непрерывном процессе взаимодействия, характер которого во многом обусловлен позицией взрослого и школы по отношению к происходящему.

         Почти в каждом классе есть ученики, которые становятся жертвами издевательств со стороны одноклассников, а иногда – со стороны учителей.

         Буллинг – это длительное психологическое и физическое насилие со стороны ученика или группы в отношении другого человека, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психологически сильный школьник или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях.

Буллинг включает в себя четыре важных компонента:

  1.  Агрессию и негативное поведение.
  2.  Регулярность.
  3.  Неодинаковую власть участников.
  4.  Умышленность.

         Мотивами буллинга может являться зависть, месть, чувство неприязни, борьба за власть, нейтрализация соперника, самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей и т. д.

         Причины буллинга разнообразны: социальное расслоение общества, падение нравственных устоев, потеря национальных традиций, размывание семейных ценностей, ослабление воспитательных функции школы, усиление общественных пороков (алкоголизм, наркомания), индивидуальные свойства личности и т. д.

         Жертвами буллинга становятся дети, которые отличаются своей «инаковостью». Они могут отличаться по внешнему виду (полные, худые, в очках и т. д.), по манере речи и поведению (шепелявость, заикание, эффект речевой каши, гиперактивные, замкнутые, провоцирующие и т. д.), по имиджу (нелепо одевающиеся, неаккуратные) и т. д. Таким образом, жертвой буллера может стать любой ученик, который отличается от других детей.

         Буллерами становятся дети с ярко выраженными нарциссическими чертами характера, дети, подвергающиеся физическому насилию со стороны взрослых. Они растут без внутреннего ощущения собственного достоинства, самоценности, и поэтому им приходиться все время самоутверждаться.

Буллинг существует не только среди детей, но и в отношениях между учителями и учащимися.

         Особенно тяжело ребенок переживает неправильное обращение к себе учителя в начальной школе (в силу авторитета учителя и высокой значимости учебных достижений в первые годы обучения в школе, а также отсутствия возможности выбора между отношением нескольких учителей). Отношение учителя в начальных классах обладает особой значимостью для ребенка, часто наравне с родительским авторитетом. Это означает, что ребенок готов верить учителю, если тот оценивает его как «плохого». Обычно учителя свое негативное отношение к ребенку проявляют не так явно, но оно, присутствуя постоянно, заставляет его страдать.

         У учителя, недолюбливающего ученика, есть масса методов: привычно снижать оценки (доказать предвзятость учителя сложно, ведь оценивание всегда субъективно); негативно обобщать, возводить любой промах в систему, игнорировать достижения ученика или представлять их в невыгодном для него свете, осаживать желание ребенка проявлять активность. Реакции детей на оскорбления и неприятие со стороны учителя могут быть самыми разными: дети могут бояться и даже отказываться ходить в школу, часто болеть простудными заболеваниями, испытывать различные страхи, плохо себя вести и т. д.

         Школьный буллинг имеет опасные, долгосрочные, психологические последствия. Американские психологи установили, что буллинг порождает такие серьезные личностные проблемы, как тревожность и депрессию, расстройство питания, повышенную застенчивость, сниженное доверием к людям, низкое самоуважение и неудовлетворенность школой.

Как можно помочь ребенку отстаивать свои границы?

         Очень важно, чтобы родители любили своего ребенка и поступали так, чтобы ребенок знал, что у него есть поддержка и опора. Ругать и наказывать можно только за проступки, если они есть, не затрагивая личность ребенка. Только тогда ваш ребенок доверит вам свои переживания, и вы сможете ему помочь. Первоклассника необходимо предупредить, что его могут дразнить и обижать одноклассники. Если что-то подобное произойдет, об этом стоит рассказать родителям.

Посоветуйте вашему ребенку:

 

  •  не задираться, не зазнаваться;
  •  не показывать свое превосходство над другими;
  •  не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода;
  •  не хвастаться, не ябедничать;
  •  не игнорировать решение класса, если это не противоречит его нравственным нормам (не плыть против течения).

 

Также важно:

 

  •  найти себе друга, среди одноклассников;
  •  научиться уважать мнение своих одноклассников;
  •  не пытаться побеждать в своих спорах с ровесниками;
  •  научиться проигрывать и уступать, если действительно не прав.

 

Родители могут повысить авторитет своего ребенка в классе, если:

 

  •  научить ребенка не бояться своих одноклассников, а уважать и принимать их такими, какие они есть;
  •  наладить контакт с учителем и одноклассниками;
  •  участвовать в классных мероприятиях;
  •  если у родителей или у ребенка есть необычное хобби, рассказать об этом одноклассникам;
  •  приглашать одноклассников к себе в гости;
  •  повышать самооценку ребенка.

 

Если ваш ребенок подвергается буллингу со стороны школьников или учителя:

 Обратите внимание на тревожные симптомы: ребенок часто плачет, плохо спит, не хочет ходить в школу.

 

  •  Предложите ребенку поговорить, причем в любое удобное ему время. Будьте внимательны к нему, но не принуждайте к откровенности. Если контакта не получается, посоветуйтесь с психологом.
  •  Узнав о факте буллинга, действуйте незамедлительно: в присутствии ребенка позвоните учителю и договоритесь о встрече. Дайте понять своему ребенку, что насилие не имеет шансов на продолжение. Если учитель бездействует, идите к директору или в министерство образования. Также одним из способов решить проблему может быть обращение к интернет-сообществу: на претензии, обнародованные в сети Интернет, руководители школ реагируют немедленно. Главное – действуйте сообща, привлекая других родителей.
  • Самое главное – не оставаться равнодушным к проблемам ребенка, не надеяться, что существует простое решение или что все разрешиться само собой.

 

 

О.В. Литвинова, ведущий специалист, психолог

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет