A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Игрушка в жизни ребенка

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Отношения между обществом и ребенком можно представить в виде схемы «общество – игрушка – ребенок». Игрушка помогает ребенку войти во взрослую жизнь. С ее помощью малышу передается суть человеческих отношений и сложное устройство мира.

Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Чем руководствуются родители, выбирая игрушки для своего малыша? Задумываются ли они над тем, что игрушка – это не просто предмет для развлечения? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, способствует возникновению ярких образов, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом.

Как правильно подобрать игрушку в соответствии с возрастом ребенка?

Игрушки для новорожденных должны быть яркими, привлекающими внимание, стимулирующими к новым движениям, например, такие, как мобиль (подвижная подвеска, которая укрепляется над кроваткой ребенка), развивающий коврик.

На 3-4 месяце жизни у ребенка формируется навык удерживать предметы, которые взрослый вкладывает в его руку. Будут полезны различные погремушки, легкие и удобные для малыша.

В 6 месяцев для развития манипулятивной деятельности (размахивания, толкания, сжимания предмета) взрослый должен предоставить малышу мягкие резиновые игрушки, издающие писк при сжатии, погремушки, воспроизводящие различные звуки, а также резиновые мячики, неваляшки, пластмассовые шары. Когда малыш уже ползает, следует давать ему катающиеся игрушки со встроенным музыкальным прибором, который издает мелодичные звуки при движении. За такой игрушкой интереснее ползать.

В период от 1 года до 3-х лет ребенок начинает сам понимать назначение и способ употребления игрушки. Поэтому в этом возрасте у него должны быть матрешки, пирамидки, посуда, ведерко, совочек, лопатка, лейка и др. В деятельности с предметом зарождаются игра, рисование, лепка, конструирование.

В возрасте от 2-х до 4-х лет ребенок начинает подражать действиям взрослых: кормит куклу, лечит её, укладывает спать. Поэтому ему приобретают кукол, игрушечную мебель, посуду, автомобили, совочки, лопатки, ведра, мягкие игрушки, фигурки животных.

В период от 3-х до 5-ти лет игра становится ведущим видом деятельности, являясь средством социализации для ребенка (отражает отношения между людьми, учит подчиняться правилам, нормам общества). Дети играют в «дочки-матери», «магазин», «детский сад».

Этот процесс продолжается до 7-ми лет, где в игру включается строгое выполнение правил. Поэтому нужны такие игрушки, которые позволяют отобразить в игре содержание труда взрослых, общественных явлений (для капитана важно иметь подзорную трубу, фуражку с «крабом», врачу – халат, шприц и т. п.).

В зависимости от влияния на психическое и физическое развитие ребенка игрушки можно разделить на следующие виды:

  • игрушки моторно-спортивные: мяч, обруч, скакалки, кегли, волейбол и  т. д. – способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера;
  • игрушки сюжетные: люди, животные, транспорт, мебель, посуда –содействуют развитию творческой подражательной игры, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;
  • творческие трудовые игрушки: всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели – развивают конструкторские способности и изобретательство;
  • технические игрушки: различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы – также развивают конструкторские способности, расширяют технический кругозор, стимулируют интерес к строительству и технике;
  • настольные игры: мозаика, пазлы, лото, домино – способствуют развитию сообразительности, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета, организуют детский коллектив в играх с правилами;
  • веселые игрушки: прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом – воспитывают чувство юмора;
  • музыкальные игрушки: примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией – служат средством развития музыкального слуха;
  • театральные игрушки: теневой театр, театр игрушек, марионеток – подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие.

Выбирая игрушки для ребенка, соблюдайте простые правила:

  • игрушки должны соответствовать развитию ребенка, его возрасту;
  • предоставлять возможность изучать окружающий мир;
  • иметь прототип, т. е. соответствовать какому-нибудь существующему предмету;
  • способствовать развитию специальных навыков и умений;
  • по возможности изготавливаться самим ребенком.

Игрушки, негативно влияющие на психику ребенка:

  • фарфоровые статуэтки, фигурки со страшным лицом, гримасами, уродливые копии животных и т. д.;
  • интерактивные игрушки, перенасыщенные настройками и функциями.

Важное значение в жизни ребенка имеет любимая игрушка.

С точки зрения ребенка, она является идеальным другом: принимает и любит его таким, какой он есть, всегда готова выслушать. Она может быть такой, какой ее хочет видеть ребенок и делать то, что хочется самому ребенку. Во взрослом мире от ребенка ничего не зависит, потому что он мал. А в мире игрушек он большой, сильный и делает то, что хочет. Можно сказать, что игрушка способствует формированию личностной автономии ребенка, развитию его самосознания. При расставании с любимой игрушкой, ребенок испытывает боль, поскольку при этом теряется значимая часть самого себя.

Человечество веками совершенствовало игрушки, чтобы они наилучшим образом способствовали физическому и психическому развитию ребенка. Поэтому прежде, чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш ребенок? Играя с игрушками, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. И лучше если это будет роль доброго, заботливого, благородного человека.

 

 

Е.И. Луканина, В.И. Педай,

ведущие специалисты, методисты отдела

психолого-методического сопровождения

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет