A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Проблемы маленького ребенка

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Вашему ребенку исполнилось уже три года. Помимо всех радостных событий, его первых удач и побед, у малыша появляются и проблемы. Одной из самых травмирующей проблем, в этом возрасте, является страх. Страхи обуревают малыша, когда ему необходимо лечь в постель, где в одиночестве и темноте, в замкнутом пространстве комнаты, с танцующими тенями от уличного фонаря, ему мерещатся сказочные персонажи - Бабы Яги, Кощея, Бармалея.  Помимо этого, малыш боится боли, уколов, визитов к доктору и еще много чего.

Даже любящие взрослые провоцируют возникновение у ребенка, так называемых, «внушенных» страхов. Очень беспокойные родители, стараясь оградить ребенка от нежелательных последствий каких-либо событий, на каждом шагу предупреждают его об опасности (упадешь, уронишь, разобьешь и т. д.). Или родители, которые сами боятся чего-то или кого-либо (собак, пауков), «заражают» и ребенка, выражая беспокойство при виде объекта страха, избегают ситуаций, в которых он может появиться.

Что нужно делать чтобы помочь ребенку справиться со своими страхами?

Ребенок боится темноты – не наказывайте его выключенным светом. Если боится пустой комнаты – не запирайте в пустой комнате. Кроме неврозов и появления новых страхов, эти «традиционные» методы ни к чему не приведут. Да, возможно, огромным усилием воли при вас ребенок и будет демонстрировать «спокойствие», но внутри него по-прежнему будет клокотать страх. К тому же, попытки отучить человека от таких совершенно естественных видов страха, как страх боли, врачей, высоты, глубины совершенно бесполезны, ибо корни этих страхов в инстинкте самосохранения. Естественные страхи обычно проходят сами собой с годами, когда человек начинает лучше контролировать реальность вокруг и приобретает опыт. Все естественные страхи – это страхи неопытного, не знающего, пока, свойств явлений и предметов человека.

Некоторые родители, не зная, как помочь ребёнку, говорят ему: «Как не стыдно, такой большой мальчик!». Это не поможет справиться со страхом, но добавит чувство вины. Если ребёнок почувствует себя глупым и виноватым в ваших глазах - он не сможет обратиться к вам за помощью в следующий раз, а постарается спрятать свои страхи поглубже. А это может усилить страхи, и привести к болезни малыша.

Малышу важно, чтобы мама и папа его поддерживали. Расскажите, чего вы сами боялись в детстве. Для ребенка его фантазии так же реальны, как и всё остальное в этом мире. Поэтому бесполезно объяснять, что Кощея не существует — он все равно вам не поверит. Когда есть возможность разделить свой страх с надёжным понимающим человеком – он уже не так пугает.

Если ребенок боится сказочных персонажей, необходимо объяснить и показать на примере, что абсолютно злых героев не существует: Баба Яга может в печь отправить, а может и дорогу подсказать; Волк - съест, а в другом случае сослужит верную службу и т.д.

Помогите ему понять, чего он конкретно боится: бандитов, или сказочных монстров, пожара или темноты. Обсудите, на что похож страх ребёнка и что можно с ним сделать. Чем больше говоришь о страхе – тем он становится меньше. Страхи не любят, когда пытаются их детализировать и анализировать. Придумайте вместе с ребенком историю, в которой главный герой (для мальчика – это мальчик, для девочки – девочка) чего-то боится, но потом преодолевает свой страх. Герою придумайте имя, начинающееся с той же буквы, что имя малыша. Начните сочинять со слов «Жили-были» и попросите ребенка продолжить. Затем ваша очередь. В конце сказки предложите ребенку сочинить историю про победу над своим страхом.

Необходимо помочь ребенку увидеть в страшном - смешное. Страхи больше всего боятся смеха. Иногда достаточно не показать ребенку эмоцию страха, а наоборот улыбнуться, рассмеяться. Например, вы на море с ребенком впервые зашли в воду и вдруг малыша накрывает волна. Когда вы поднимаете его над водой, он смотрит на вас, изучая ваше лицо, так как в принципе страшно, но он не знает, как на это реагировать. А вы начинаете весело смеяться. Демонстрируете ему как это весело, нырять под воду.

Попробуйте вместе с ребенком нарисовать, вылепить из пластилина, склеить из бумаги его страх (время, которое ребенок посвящает рисованию страхов – не более 20-30 минут).

Постарайтесь обеспечить малышу спокойную атмосферу, рисуя страхи, думая о них, он должен чувствовать поддержку и одобрение. Похвалите ребенка, скажите, что вы гордитесь им, его смелостью и тем, что он справился со страхом.

Пусть ребенок порвет рисунок, поместит страх в клетку, закрасит густой краской - так чтобы он исчез, превратит его в смешной забавный персонаж. Можно повторять процедуру столько раз, сколько это потребуется.

Если страх сохраняется, предложите ребенку нарисовать уже не страх, а себя смелым. Такой рисунок послужит дополнительным стимулом. чтобы он исчез, превратит его в смешной забавный персонаж. Можно повторять процедуру столько раз, сколько это потребуется.

Если ребенок не перестал бояться и появились другие трудности психологического характера, лучше обратиться к специалисту.

Рекомендуемая литература:

  • Баркан А. Плохие привычки хороших детей- М.: АСТ, 2009;
  • Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство/ - М.: Изд-во ВЛАДОС_ПРЕСС, 2007;

Использованы материала сайта:

                                  

         В.И.Педай, Е.И. Луканина -

ведущие специалисты, методисты отдела

психолого-методического сопровождения

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет