A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Рекомендации родителям гиперактивного ребенка

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Гиперактивность у ребенка характеризуется отсутствием волевых навыков, усидчивости и достаточного уровня внимания. Его характер начинает формироваться на депрессивных или агрессивных установках. Преобладающими становятся истерические и эгоцентрические черты личности.

Ошибка родителей состоит в том, что они стремятся дисциплинарными методами победить непослушание сына или дочери: увеличивают нагрузки, строго наказывают за провинности либо выбирают путь вседозволенности, предоставляя ребенку полную свободу действий. Однако родители должны понять, что ребенок поступает так неумышленно, поэтому такие методы могут только навредить.

В первую очередь необходима благоприятная обстановка в семье: хорошие, доверительные взаимоотношения, взаимопонимание, разумные требования, единая и последовательная линия воспитания.

Импульсивный и несдержанный родитель «заражает» и провоцирует гиперактивного ребенка на неадекватное поведение. Поэтому в первую очередь начните работать над собой. Старайтесь подавать своему ребенку пример спокойного, доброжелательного, сдержанного, позитивного и мягкого общения. Соблюдайте четкий распорядок дня, не спешите сами и не торопите ребенка, поменьше нервничайте и контролируйте свои эмоции. Учитесь ловить моменты, когда ваш ребенок начинает болезненно возбуждаться. Привыкайте говорить размеренно и успокаивающе, без раздражения. Бесполезно ребенка ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного – снижения самооценки, чувства вины у него и у себя.

Важно удостовериться, что ребенок вас слышит и понимает. Мало просто окликнуть и поставить перед ребенком какую-либо задачу, необходимо установить контакт с ребенком. Без агрессии и недовольства позовите его по имени, дотроньтесь, поверните к себе лицом и посмотрите ему в глаза. Уберите из поля его внимания лишние отвлекающие объекты: игрушки, телевизор, других собеседников и т. д. И только после того, как вы убедитесь, что ребенок (пусть на короткое время) переключил свое внимание на вас, говорите ему то, что собирались.

Гиперактивный ребенок тяжело воспринимает критику, выговоры и наказания. Начинает протестовать и защищаться. На агрессию он часто отвечает агрессией. Лучше взаимодействовать в режиме диалога, а не в режиме команд, раздражения и длинных монологов. Ребенка нужно хвалить, обнимать, целовать, говорить о своей любви к нему.

Для гиперактивного ребенка очень важна конкретная постановка задач. Формулировка должна быть предельно ясной и точной. Не стоит давать несколько заданий сразу, старайтесь говорить максимально короткими предложениями, без лишних смысловых нагрузок. Лучше последовательно просить выполнить каждое указание. Ребенок с трудом воспримет всю информацию сразу, наверняка отвлечется на что-то другое и не станет делать ни одно задание.

Любые правила поведения должны быть постоянными и не иметь исключений. Вы должны день изо дня мягко, но настойчиво вырабатывать в нем привычку следовать определенным правилам. И не потому, что это облегчит жизнь вам, а потому, что это упорядочит его собственное существование. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и не выполняйте их за него. Запрещая ребенку что-либо, лучше избегать слов «нет» и «нельзя» и объяснить, почему это вредно или опасно. Будьте последовательны и в наказаниях, и в поощрениях. Хвалить ребенка нужно при любой возможности для поддержания внимания и готовности продолжать занятие.

Необходимо неусидчивость ребенка перевести в целенаправленную игровую деятельность. Физические усилия снимают излишнюю мышечную и нервную активность. Цель – дать выход энергии, направить ее в нужное русло. Лучше выбирать игры с четкими правилами. Ребенок научается подчинять свою деятельность цели, одновременно активизируется память и внимание, развиваются навыки общения. При этом ребенок должен понять цель игры и следовать ей . Старайтесь, чтобы правила были направлены на разные виды мозговой активности, особенно те, что ослаблены. Проговаривая вслух, дети лучше справляются с импульсивностью, легче замечают и контролируют свое поведение. Но в случае явных и нарочитых правил ребенок быстро теряет интерес, начинает упрямиться и сопротивляться. Чередуйте подвижные и сидячие игры, старайтесь подбирать уровень сложности так, чтобы у ребенка не возникло ощущение, что он не справляется. С гиперактивными детьми, нужно обращать особое внимание на обучение не счету или письму, а осмыслению происходящего, учить думать, правильно интерпретировать свои действия, мысли и чувства, а также чувства других людей. Для этого очень хорошо подходит домашний кукольный театр, ролевые игры с игрушками. Они дают возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, отрепетировать адекватные модели поведения, проигрывать ситуации, вызывающие у ребенка психологические трудности. В подходящих ситуациях рассказывайте ему о том, что испытывают другие люди, таким образом вы обучаете ребенка анализировать и смотреть в глубь происходящих событий. Тихие игры (мозаика, лото и домино) вырабатывают у ребенка усидчивость, концентрацию внимания.

Поскольку у всех гиперактивных детей очень рассеянное внимание, нужно постараться, чтобы во время занятий их ничего не отвлекало. Например, на столе не должно быть лишних предметов. Детская комната должна быть однотонной, без ярких красок, сложных орнаментов и плакатов. Гиперактивные дети не в состоянии быть сосредоточенными, контролировать свои действия более 10 минут. Поэтому разрешайте ребенку делать пятиминутные перерывы, а затем возвращайтесь к занятиям.

Переутомление приводит к снижению самоконтроля. Радио, телевизор и компьютер должны быть строго дозированы, особенно вечером. Кроме того, стоит уменьшить нахождение в людных местах: торгово-развлекательных центрах, больших компаниях – это действует на ребенка возбуждающе. Как только заметили, что ребенок перевозбуждается, немедленно покидайте мероприятие и обязательно пообещайте, что придете еще раз. У него должны сохраниться приятные воспоминания о том, где вы были вместе.

Весьма важно научить ребенка контролировать свое поведение и спокойно смотреть на происходящее вокруг. Учите ребенка расслабляться. Успокоительные ванны перед сном, чтение любимых сказок, массаж или легкая музыка может помочь ему быстрее заснуть. Продумайте режим дня малыша до мелочей и старайтесь ему следовать. Важно, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ухудшению внимания и самоконтроля. Постепенно ребенок привыкнет к правилам и сможет сам себя контролировать.

Отвлечь ребенка от капризов поможет смена обстановки, деятельности. Например: предложите ему сделать выбор, задайте вопрос, произнесите неизвестное слово, сделайте что-нибудь неожиданное (хлопните в ладоши, спойте песенку и т. д.). Сфотографируйте ребенка и покажите, как он выглядит, когда капризничает. Не приказывайте, а попросите, но не заискивайте. Выслушайте то, что хочет сказать ребенок.

Укрепляйте уверенность ребенка в своих силах, поднимайте его самооценку. Хвалите, поощряйте, отмечайте то, что хорошо получилось, просите о помощи. Опирайтесь на положительные стороны своего ребенка: доброта, отходчивость, общительность, щедрость, активность, оптимизм, легкость на подъем и пр.

Если родители учат ребенка контролировать поведение, развивают его волевые качества, усидчивость и внимание, тогда гиперактивность переходит в конструктивную активность, за счет которой, в последствии он добивается больших успехов. Для этого необходимо уделять чуть больше внимания и применять творческий подход в воспитании и обучении!

Список использованных источников:

  1. http://www.psychologos.ru/articles/view/obschie_rekomendacii_roditelyam_giperaktivnogo_rebenka
  2. http://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/voprosy_vospitaniya/id/1077/
  3. http://www.woman.ru/kids/healthy/article/149876/
  4. http://www.rebenok.com/info/library/school/57338/
  5. http://mednet.ru/ru/zdorovyj-obraz-zhizni/profilaktika/profilaktika-zabolevanij-u-detej/profilaktika-psixicheskix-rasstrojstv-i-rasstrojstv-povedeniya/492.html
 
В.И. Педай,
ведущий специалист, методист отдела
психолого-методического сопровождения
Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет