A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Агрессия детей: ее причины и предупреждения

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Понятие «агрессия» имеет очень широкое значение и не сводится к акту физического насилия одного человека над другим. Это понятие означает активную направленность против чего-либо или на что-либо. Это может быть любое препятствие или достижение цели, преодолевая которые или получая желаемое, индивид решает определенную задачу.

Агрессивное поведение зависит в первую очередь не от биологических факторов, а от социальных. Частота агрессивного поведения растет при неблагоприятных условиях существования. Основным фактором, регулирующим агрессию, является обучение, прежде всего имитационное, что характерно для маленьких детей. Но попытки полного подавления агрессивного поведения у детей ведут к формированию неврозов, поскольку потребность в агрессии является врожденной, на что указал еще Альфред Адлер.

Биохимическая обусловленность регуляции агрессивного поведения обеспечена участием многих гормонов. В то же время ни один из гормонов не оказывает решающего влияния на агрессивные формы поведения, т. е. не индуцирует агрессию. Не существует гормона, или шире – биологически активного вещества, которое запускало бы агрессию.

Роль социальных факторов, влияющих на уровень агрессии, намного больше, чем биологических, но справедливо и утверждение о значительной роли наследственного фактора. Дело в том, что «наследственное» – это более широкое понятие, чем «генетическое», так как к наследственным факторам относится и влияние родителей, особенно в раннем возрасте. Агрессия ребенка в раннем возрасте является элементом его здорового развития. Но в ряде случаев она может помешать ему познавать окружающий мир и привести к социальным проблемам в будущем.

На современном этапе психологи различают три вида агрессии. Когда человек переполнен тревогой, страхом, то он стремится защитить себя от опасности и избавиться от тревоги, то он начинает проявлять агрессию по отношению к другим людям – смещенную активность. Эта форма агрессии очень распространена среди детей. Но существует так называемая цивилизованная форма агрессии. К ней относятся всевозможные способы соревнований, состязаний.

И третья форма обозначается как деструктивная форма агрессии. Источник такой агрессии – очень глубинный, скрытый. Он гораздо серьезнее в социально-психологическом смысле. Это результат эмоциональной, социальной депривации, неудовлетворенности ребенка в детстве. По какой-то причине ребенок получил мало положительных эмоций, рос в изолированности или одиночестве, потребности его не удовлетворялись. В таких случаях ребенок начинает компенсировать неудовлетворенность в эмоциональном голоде такими суррогатами, как обжорство, удовольствие мучить кошек, замкнутость на себе, причинение боли самому себе. Все это идет на уровне пассивно-агрессивного поведения. Это наиболее страшное поведение ребенка.

В обществе существуют различные оценочные суждения по отношению к агрессивному поведению детей, но хотим обратить внимание на пуританскую позицию некоторых родителей и воспитателей, а именно: ими начисто отвергаются любые агрессивные действия ребенка. Подобное поведение детей обязательно отождествляется с насилием. Бегает он с палочкой, размахивает как джедаевским мечом – нельзя, вдруг вырастет агрессивным! Опасность такой позиции в том, что дети довольно быстро чувствуют свою ущербность. Ведь их радость от активных/агрессивных действий объявляется взрослыми патологией. В результате детские эмоции не проявились в определенных действиях. Воспитатели, стремясь к недостижимой утопии вырастить таким образом детей уравновешенными, дружелюбными, сильно ошибаются. Происходит уход агрессии в неконтролируемую зону. Допустим, ребенок сердится на кого-то, его обидели или взрослым просто не понятна его злость по отношению к другому ребенку, его необходимо выслушать, понять, что вызвало у него такие чувства, помочь ему отреагировать их. Иными словами, вывести его агрессию в конструктивное русло. Например, нарисовать портрет обидчика, а затем зачеркнуть этот портрет. Или даже написать там какие-то слова, какие он знает, или, например, порвать бумагу. Это помогает чувствам излиться.

Агрессия является неотъемлемым элементом здорового детского развития, и ее присутствие в определенной мере совершенно нормально. Главное – научить ребенка распознавать свои эмоции и конструктивно на них реагировать. Подавлять агрессию не нужно. Злость, разочарование и плохое поведение также являются частью развития ребенка, и родители должны позволить ему злиться и разочаровываться. Подавление агрессии может привести к еще большему ее проявлению или же к аутоагрессии.

К 2,5-3 годам у ребенка развивается логическое мышление, и ему надо указывать на последствия его поведения. Например, вы можете объяснить ребенку, что ударив другого ребенка, он сделал ему больно, и он начал плакать. Сейчас он расстроен и злится, и поэтому больше не хочет с ним играть.

Тем не менее стоит обращать особое внимание на гиперактивных детей и детей с синдромом дефицита внимания – они очень чувствительны, и им сложнее контролировать свои импульсы, поэтому они больше других склонны к проявлению агрессии. Для работы с таким ребенком может понадобиться консультация детского специалиста, который даст рекомендации относительно того, какие именно занятия ему нужны, как его мотивировать и развить концентрацию внимания. Обычно детям с СДВ нужно немного больше, чем стандартные занятия в детской группе.

Иногда встречаются дети с нарушениями сенсорных восприятий. С ними надо быть очень внимательными, им чаще, чем другим требуется работа со специалистами. Наверняка вы встречали людей, которые некомфортно чувствуют себя в толпе или заполненной людьми комнате, обычно они стремятся выйти оттуда в спокойное место. Если они этого не сделают, то им станет сложно контролировать свои эмоции, у них может испортиться настроение, появиться тревожность и раздражение и, как следствие, агрессивная реакция на внешнюю среду.

Родителям стоит обращать внимание на степень и частоту проявления агрессивного поведения ребенком. Если оно начинает влиять на способность ребенка взаимодействовать с другими людьми и познавать окружающий мир – например, если вы обнаружили, что вам приходится ограждать ребенка от игр с другими детьми – то вам, возможно, стоит задуматься о консультации с детским специалистом.

Отсутствие агрессии также может быть тревожным признаком. Особенно, если ребенок ведет себя слишком спокойно и не проявляет своих эмоций.

Родителям важно набраться терпения. Прежде, чем ребенок научится контролировать свои импульсы и желания, придется повторять и объяснять ему одно и то же много раз, так как это умение формируется у ребенка только к 4-5 годам.

В некоторых случаях стоит обратиться к психологу, причем не всегда к детскому. Агрессивное поведение как проблема часто кроется не в ребенке, а в родителях и во внутренних взаимоотношениях семьи.

Список источников:

  1. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. - 2000. - №6. - С.112.
  2. Андрюшина Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков: Дис. ... канд. психол. наук. - Тверь, 2003. - 202 c.
  3. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 510 с.
  4. Жуков Д.А.Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей: в 2 т. / Дмитрий Жуков. – М.: Альпина нон-фикшн, 2014.
  5. http://festival.1september.ru
И.А. Бакуменко,
ведущий специалист, психолог ОЭППТ
Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет