A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Что такое стресс и как с ним бороться

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Что такое стресс и как с ним бороться

Стресс – это неспецифическая реакция организма на физическое или психологическое воздействие окружающей среды, нарушающее внутреннее равновесие организма.

Почти у всех людей, попавших в трудные ситуации, наблюдаются физиологические признаки первой стадии стресса: учащенный пульс, изменение сердечного ритма, повышение артериального давления, напряжение в мышцах, затрудненное дыхание, дрожь, усиленное потоотделение, переживание беспокойства, раздражительность, невнимательность, тревожность.

Механизмы, включающиеся на второй стадии, позволяют организму либо бороться с опасностью, либо бежать от неё. Если организм остается в зоне опасности – включаются адаптационные механизмы: человек может действовать на грани своих физических или умственных способностей. Например, человек в экстремальной и опасной ситуации может проявлять неслыханную физическую выносливость.

На первых двух стадиях стресс является неотъемлемой частью повседневной жизни и полезен для организма в определенных количествах. Если бы в нашей жизни не было элементов соревнования, риска, желания работать на пределе возможностей, жизнь была бы скучной. Иногда стресс позволяет почувствовать полноту и ценность жизни.

Если воздействие стресса слишком долгое и частое, наступает третья стадия – истощение адаптационных резервов. Для этой стадии характерны: отсутствие интереса, пассивность в делах, пониженный интерес к межличностным отношениям, подавленность, беспокойный сон, суетливость, физическая слабость, головная боль, снижение концентрации внимания, скорости мыслительного процесса, проблемы с памятью, появление навязчивых мыслей, образов, состояний, навязчивые привычки, недоверие, слезливость, пессимизм, жалость к себе, чрезмерное поглощение пищи или отсутствие аппетита.

Виды стресса:

Информационный – недостаток информации, ее избыток; следование четким правилам и инструкциям с определенной долей ответственности за ее неисполнение; работа, требующая постоянного творческого, нестандартного подхода.

Социальный – потеря близких, друзей, кризисы, разводы.

Травматический стресс – ситуации военных, экстремальных событий.

Психологический стресс – реальные или вероятностные события, угрожающие стабильности жизни.

Фрустрация – это острое переживание неудовлетворенной потребности.

Фрустрация переживается особенно тяжело, если барьер, мешающий достижению цели, возникает внезапно.

Стрессы, неподвластные нам – повышение цен, налогов, погода, привычки и характеры других людей, катастрофы, войны, смертельные болезни и многое другое. Конечно, мы можем нервничать по поводу отключения электроэнергии или неумелого водителя маршрутки, но кроме повышения уровня артериального давления и концентрации адреналина в крови мы ничего не добьемся.

Стрессы, создаваемые нашими собственными неконструктивными действиями, неумением ставить жизненные цели, неумением определять приоритеты, неспособностью управлять своим временем, неумением межличностного взаимодействия, беспокойством за будущее.

Специалисты предлагают различные методы, повышающие адаптацию к стрессу. В момент стресса мы теряем способность мыслить логически, нарушается стабильность эмоционального фона, поэтому эффективнее использовать техники саморегуляции эмоционального состояния.

Методы, изменяющие эмоциональное состояние. Мощным поддерживающим фактором является составление и проговаривание кратких формул самовнушения, составленных в позитивном ключе («Я справлюсь!», «Мы прорвемся!» и т. д.). Стрессовость ситуации в первую очередь зависит от того, как мы к ней относимся. Позитивные, а порой и фантастические идеи лучше, чем мысль о том, что выхода нет.

Необходимо определить, какую эмоцию мы сейчас испытываем. Определить, где в теле она находится, где ее больше, где ее меньше. Подумайте, на что она похожа. Может быть это трепет огромной бабочки в груди, которая не дает вам полноценно дышать? Ощутите взмах ее огромных крыльев, как ей мало места, как хочется ей вырваться наружу. Представьте в груди огромное окно, распахните его и скажите бабочке: «Лети!». Если у вас сильная нервная дрожь в руках, усильте это ощущение до максимальной точки, потрясите ими сильно 2-3 минуты, а потом прислушайтесь к новому ощущению – расслаблению рук после сильных энергичных движений.

Если гнетущие мысли не уходят, попробуйте сказать им: «Позже».

Постоянно прокручиваемые в уме конфликты и допущенные ошибки усиливают стресс. Переключайтесь. Сместите акценты на внешний мир. Концентрируйтесь на том, что вы видите и слышите в данный момент. Составьте длинное, развернутое предложение. Например, «На стоянке стоит машина веселенького розового цвета, спереди грязная, а сзади чистая, с тонированными стеклами и литыми дисками, сидящая в ней молодая девушка разговаривает по телефону, при этом нежно улыбается своему собеседнику, поглаживает свои красивые, иссиня-черные, длинные волосы, щебечет, как райская птичка на цветущей ветке сирени, в далекой теплой и сказочной стране...».

Метод рационализации предстоящего события с высокой степенью детализации. Расположившись удобно, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Вы находитесь в стрессовой ситуации – признайте это. Вспомните, что ничто не вечно, осознайте, что все проходит – пройдет и это. Подумайте о том, что вы можете изменить ситуацию, и начинайте ее менять мысленно, пользуясь своим воображением в нужном вам направлении. Делайте ее позитивной. Добивайтесь положительного результата. Представляйте все в мельчайших деталях. Мечтайте до тех пор, пока не заметите, как у вас улучшилось настроение, появилась улыбка. Опять глубокий вдох и выдох. Глаза открыты, продолжаем улыбаться.

Метод осознавания. Когда вы уже привели свое состояние в норму – время исследовать проблемную сторону стресса. На этом этапе мы можем внести в ситуацию больше понимания, чем было до этого момента. Что произошло? Какие мотивы двигали вами, какие другими? Как на ситуации сказалось время и место, в котором она происходила? Как давно это уже существует в вашем мире, в вашей реальности? Когда это стало проявляться сильнее? Как при этом изменялось ваше состояние, состояние других людей, вовлеченных в эту проблему? Почему произошло то, что произошло?

Метод планирования и реализации. На следующем уровне наметьте свои действия решения проблемной ситуации и приступайте к ее выполнению. За любой шаг хвалите себя, одобряйте и поддерживайте.

Будьте самими собой. Иногда, играя какую-то роль, мы подвергаем себя стрессу – пытаемся кому-то понравиться, показать, что знаем больше, с кем-то соревнуемся, конкурируем. Стараясь быть идеальным человеком, мы становимся неискренними с окружающим миром. Не удивительно, что жизнь начинает испытывать нас потом на прочность. А действительно ли ты это умеешь? А действительно ли ты это знаешь?

Не хватайтесь за все дела сразу, пытаясь угодить всем. Раздайте каждому по способностям, пусть ваши домашние тоже выполняют часть работы.

Учитесь планировать свое время, тогда вы перестанете опаздывать, нервничать и подвергать себя каждодневному стрессу.

Не накручивайте себя теми аспектами жизни, которые пока в данный стрессовый момент не важны. Но обязательно возьмите их себе на заметку, чтобы в более спокойные времена подумать о них и разобраться с ними.

Больше смейтесь, чаще встречайтесь с людьми, которые не вызывают у вас отрицательных эмоций, смотрите комедии, посещайте места, где вам нравится находиться. Одним словом – живите в удовольствие!

 

ведущий специалист, методист отдела
психолого-методического сопровождения


В.И. Педай

 

 

Начальник отдела
отдела психолого-методического сопровождения


С.В. Кривотурова

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет