A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Преодоление гендерных стереотипов в воспитании детей

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

         Родители, наверное, не раз замечали, если гости дарят кому-то из детей мягкую игрушку, например зайчика, то девочка чаще всего прижимает его к себе и долго ходит с ним в обнимку по квартире, целует, кормит, укладывает спать, мальчик же исследует его и проверит на прочность. Почему все-таки мальчишки и девчонки ведут себя так по-разному? Влияют ли на поведение родительские установки, или дело в другом? И как с учетом этого следует воспитывать детей?

         Итак, все начинается еще с беременности. Будущих родителей чаще всего интересует вопрос: «У нас будет мальчик или девочка?» И большинство из них непременно хотят узнать об этом заранее, чтобы определить, какого цвета нужно покупать одежду, какой цвет и узор выбрать для обоев в детской комнате. Припомните, с какими подарками приходят к вам друзья. Наверняка нечасто случается, чтобы девочке подарили футбольный мяч, а мальчику – набор детской посуды.

         Психологи отмечают, что взрослые неосознанно формируют свое отношение к ребенку с учетом его пола. Причем это сказывается непосредственно на методах воспитания. Многие родители склонны думать, что мальчика нужно ставить в жесткие рамки и как можно больше от него требовать. В то же время девочке можно позволить почти все, потому что она будущая женщина. Однако дети, которых воспитывают с применением разных подходов, могут расти с ощущением обиды, которую они понесут потом во взрослую жизнь. А почему, собственно, мальчику нельзя плакать, а девочке – играть с машинками?

         Плоды гендерного воспитания (воспитания по половой принадлежности) можно увидеть на каждом шагу. Не все стереотипы – зло, но не все и добро. Давайте рассмотрим самые распространённые устоявшиеся мнения о воспитании детей.

Розовое – для девочек, синее – для мальчиков

         Считается, что нельзя одевать мальчика в «девчачьи» цвета. Возможно, это и верно, ведь он всё-таки должен воспринимать себя как представителя другого пола. Но в старшем возрасте, выбирая, допустим, цвет рубашки, не стоит зацикливаться только на серо-зелено-синих цветах. Сейчас никого уже не удивит парень в розовой рубашке или в красном свитере. Не нужно навязывать ребенку цветовой стереотип, будьте более лояльны в этом плане.

Выбор игрушек

         Если девочка упорно отвергает куклы и тянется к машинкам и роботам, то это зачастую воспринимается родителями как плохой признак. Фраза «ты же девочка!» не раз становилась предметом спора ребенка и родителя. Но когда сын начинает играть с куклами, то это пугает еще больше.

         Однако такой выбор игрушек не всегда свидетельствует о проблемах с психикой. Может даже лучше, что ребенок растет как личность со своими вкусами и не похож на остальных детей? Ведь именно из-за подобного стереотипа большинство девушек плохо разбираются в технике (ведь им с детства прививали интерес к кухонной утвари), а мужчины считают, что возить коляску с ребенком «женское» дело.

Девочки более послушны, чем мальчики

         В раннем детстве девочки, действительно, более послушны. Это запрограммировано природой. Женщины лучше мужчин приспосабливаются к окружающей среде. Но в подростковом возрасте картина несколько меняется. Уже группа мальчиков более послушно следует указаниям старших.

Мальчики не должны плакать

     Это неправда. Мальчики порой более эмоционально реагируют на происходящее, чем девочки. Они более чувствительны к боли, к страданию. Но, поскольку им с молоком матери внушили этот миф, они изо всех сил пытаются сдержаться. В результате мальчик вырастает во взрослого мужчину, у которого слишком силен запрет на выражение своих чувств. В лучшем случае его не понимает любимая женщина, в худшем – он загоняет все эмоции внутрь и постоянно живет в стрессе.

Девочки более работоспособны, чем мальчики

         Не совсем так. Просто работоспособность у мальчиков и девочек разная. Девочки быстрее включаются в работу, и учитель или воспитатель это сразу замечает по устремленным на него горящим девчоночьим глазам. Мальчики раскачиваются дольше и на учителя смотрят реже (чаще – на парту, в сторону или прямо перед собой). К тому моменту, когда мальчики достигнут пика работоспособности, девочки уже начинают уставать. Получается несоответствие во времени. Самый важный ключевой момент урока девочки усваивают раньше, зато у мальчиков дольше сохраняется интеллектуальная активность.

Мальчики более изобретательны, чем девочки

         Так было задумано природой. Поисковое поведение свойственно мужчинам в сложных ситуациях. В самом деле, меняться, приспосабливаться под изменчивый мир им значительно сложнее, чем женщинам.

         Поисковым поведением определяется и тяга мальчиков к освоению новых пространств, склонность к поиску нетрадиционных решений, к рискованным поступкам.

         Среди изобретателей мужчин существенно больше, чем женщин. Однако это не означает, что мальчики более способны и одарены, чем девочки. Исследования психологов показали, что одаренных девочек в младшем возрасте на несколько процентов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам картина меняется, одаренных мальчиков становится больше.

Мальчикам требуется больше пространства

         Во-первых, это связано с поисковым поведением мальчиков, с необходимостью постоянно осваивать новою территорию. Во-вторых, девочки опираются на так называемое «ближнее зрение». Они любят маленькие уголки, уютные домики. Мальчики же, в основном, ориентируются на большие пространства. С поисковым поведением связано, и то, что мальчики лучше ориентируются на местности.

Девочки большую часть информации воспринимают на слух, а мальчики - зрением

         В общем, правда, хотя, конечно, существуют и индивидуальные особенности. То, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать в действии. Но и мальчикам, и девочкам очень важно не преподносить готовых решений, а побуждать их к самостоятельному поиску.

Рекомендации для родителей по преодолению гендерных стереотипов детей

  •  Смотрите на своих детей не через призму гендерных установок, а учитывайте их индивидуальность. Если дочка любит играться с машинками и участвует в «мальчишечьих» играх – примите это. Если мальчик любит ласкаться к вам и нередко плачет навзрыд – не осуждайте его, а подумайте о том, что это может быть проявление творческой натуры. Избавиться от этих особенностей путем воспитания нельзя – они просто есть. А вот создать своим детям ненужные комплексы и вредные программы на будущую жизнь – запросто!
  •  Укрепляйте в детях те способности, которые в них есть, а не пытайтесь воспитать черты, которые приняты для поведения. Если старшая девочка хорошо считает, но при этом предпочитает удобные джинсы и кеды, то это не повод создавать сравнительные параллели с младшей сестренкой, у которой по математике тройки и четверки, зато она охотно носит юбки и бантики.
  •  В одинаковых ситуациях старайтесь реагировать одинаково, не принимая во внимание пол. Если ребенок нуждается в вашей помощи и сочувствии, дайте ему их, вне зависимости от того, сколько ему лет, мальчик он или девочка.
  •  Критически относитесь к собственным увлечениям и хобби с точки зрения приобщения к ним детей. Если муж играет в футбол или любит охоту, а сыну больше нравятся танцы, и он не выносит вида крови, то иронические замечания в стиле «Не знал, что мой сын будет вести себя как девочка» недопустимы. Аналогична ситуация с дочкой, у которой не ладится с вязанием или музыкой.
  •  Не делите домашние обязанности на «мужские» и «женские». Главное, чтобы ребенку нравилось то, что он делает. Если сын хочет возиться с тестом, дайте ему эту возможность. И не запрещайте дочке помогать папе чинить утюг.
  •  Игрушки – это игрушки и не более того! Девочка имеет полное право возиться с машинками брата. Делать глобальные выводы и тем более отпускать замечания, если ваш сын вдруг захотел поиграть с куклой или попросил купить ему игрушечный пылесос, точно не стоит. Той же стратегии нужно придерживаться и при выборе подарка.
Уважаемые родители, любите своих детей такими, какими они есть!

Н.А. Пономарева, ведущий специалист,

методист отдела ОР по ПСН и СС

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет