A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Познавательные процессы. Речь

Просмотров: 30737
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

         Речь ‒ одно из самых важных приобретений человечества. Она знаменует собой появление особой формы отражения действительности, которой обладают только люди. Голосовые реакции животных выполняют сигнальную функцию, они лишены предметного содержания, следовательно, называться речью не могут.
         Речь ‒ система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
         Речь как психический познавательный процесс необходима человеку для взаимодействия и обмена информацией с другими людьми, для получения и использования на практике актуальной информации, которая недоступна для ощущения (правила поведения, нравственные ценности, закономерности природы и психики), для обогащения своих знаний опытом предыдущих поколений. 
         Психологи выделяют два основных вида речи: устную и письменную.Устная речь позволяет общаться и передавать опыт поколений. Письменная же открывает перед человеком возможность приобщения к мировой культуре и является необходимым элементом воспитания. Необходимо помнить и еще об одном виде – внутренней речи, произносимой мысленно. Она не выполняет функцию общения, а служит для осуществления процесса мышления (ее особенность в том, что слова произносятся беззвучно, она отличается краткостью, носит отрывочный, ситуативный характер).
         Речь также подразделяют на активную (речь говорящего, пишущего) и пассивную (речь слушающего, читающего). Как правило, пассивная речь и у детей, и у взрослых значительно богаче активной.
         Для более глубокого понимания роли речи в психическом развитии следует описать такое близкое ей понятие, как «язык». Язык – явление общественное, представляет собой выработанную в ходе исторического развития систему средств общения. Язык возник еще у первобытных людей, которые в совместной трудовой деятельности испытывали потребность что-то сказать друг другу, и развивался вместе с развитием общества. Он обогащался новыми словами, каждое из которых обозначало какое-то понятие, усложнялась структура предложений. Развитие речи представляет собой процесс овладения родным языком. Речь – это язык в действии, своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.
         Речь не дается человеку в готовом виде. Это процесс, который в своем развитии проходит ряд стадий. Подготовительная, пассивная стадия развития речи начинается, когда малыш, слушая речь взрослых, учится сопоставлять слова с предметами и людьми. Таким образом, слова прочно входят в его жизнь. Затем наступает стадия научения, когда ребенок овладевает устной речью, это происходит в процессе общения. Взрослые определенным образом организуют научение – объясняют ребенку смысл слов, их правильное произношение. Понимание речи формируется лишь тогда, когда связь между словом и его значением перестает быть ассоциативной или условно-рефлекторной, а становится смысловой. Следующая стадия – обучение письменной речи. В учебной деятельности ребенок овладевает синтаксическими нормами языка, орфографическими правилами, пунктуацией на основе практического владения устной речью. 
         Итак, речь – это сложная психическая функция. Она не является врожденной способностью человека, формируется постепенно. Известно, что речь является одним из показателей интеллектуального и личностного развития человека, тесно взаимодействует со всеми психическими функциями.

Шабельная А.А., ведущий специалист, методист

отделапсихолого методического сопровождения
                                    
  

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет