A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Познавательные процессы. Внимание

Просмотров: 23445
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

         Никакой другой психический процесс мы не упоминаем так часто в повседневной жизни, как внимание. Хорошим вниманием мы объясняем свои успехи в учебе и на работе, а ошибки, промахи и неудачи приписываем его отсутствию. 
         Внимание – это концентрация человеческой психики на каком-либо объекте, имеющем для человека постоянную или временную значимость. 
         Мы перерабатываем не всю информацию, поступающую из внешнего мира, и реагируем не на все воздействия. Среди многообразия стимулов нами отбираются лишь те, которые связаны с нашими ожиданиями, интересами, целями и задачами, так, например, громкие звуки и яркие вспышки привлекают внимание не из-за их повышенной интенсивности. Такая реакция отвечает потребности живого существа в безопасности.
         Внимание позволяет памяти работать наиболее эффективно, а его отсутствие снижает работоспособность не только памяти, но и других процессов нервной системы. В связи с этим важно развивать внимание, чтобы память хорошо работала, а информация хранилась долго и воспроизводилась без особых усилий. 
         Внимание распространяется на все многообразие вещей и явлений. Чтобы улучшить его, необходима целенаправленная тренировка внимания и привычка к анализу. 
         Развитие процесса внимания, происходит так же, как и развитие других познавательных процессов, начиная с низших, постепенно переходит на высшие формы. Непроизвольное внимание представляет низшие формы, а произвольное, соответственно, – высшие. Формирование внимания как процесса человеческой деятельности начинается с самого рождения и ведет за собой развитие речи, памяти, мышления и воображения. 
         Внимание проходит несколько этапов развития:
         С рождения до первых двух недель жизни у ребенка проявляются рефлексы как следствие непроизвольного, заложенного с самого рождения внимания ребенка. Он реагирует лишь на сильные раздражители. И лишь в конце первого года жизни ребенок уже концентрирует свое внимание на ярких предметах, красочных картинках, знакомых лицах.
         С началом второго года жизни начинается развитие зачатков произвольного, осознанного внимания, которое происходит под воздействием родителей, бабушек и дедушек. На протяжении всего второго года жизни у ребенка постепенно развивается и укрепляется произвольное внимание.
         Ближе к пяти годам ребенок начинает направлять свое внимание, прислушиваясь к советам взрослых. Весь пятый год жизни у ребенка возникает и развивается элементарная форма произвольного внимания под своим собственным руководством.
         Совершенствуется и развивается произвольное внимание на протяжении школьных лет.
         Внимание человека характеризуется пятью основополагающими свойствами:

  •    устойчивостью – способностью фиксировать состояние повышенного внимания на каком-либо объекте на протяжении какого-либо промежутка времени;
  •    сосредоточенностью – способностью задерживать свое внимание на каком-либо КОНКРЕТНОМ объекте, совершенно не отвлекаясь при этом на посторонние, ненужные объекты;
  •    переключаемостью – возможностью переходить с одного конкретного объекта на какой-либо другой, с одного вида деятельности на совершенно другой;
  •    распределением – способностью и умением рассеивать свое внимание на значительное пространство, при этом занимаясь каким-либо видом деятельности.
  •    объемом – тот размер информации, который может сохраняться у человека в зоне повышенного внимания.

         Развитие внимания подразумевает совершенствование пяти перечисленных выше свойств. Сделать это можно с помощью простых упражнений.

Упражнение 1


1.    Перед собой поставьте какой-нибудь предмет.
2.    Спокойно и внимательно смотрите на него несколько минут.
3.    Закройте глаза и вспомните вещь во всех деталях.
4.    Откройте глаза и найдите «пропущенные» детали.
5.    Закройте глаза.
6.    Повторяйте так до тех пор, пока не будете в состоянии абсолютно точно воспроизвести предмет в своей памяти.


Упражнение 2


1.    Посмотрите на незнакомую картинку в течение 3-4 сек.
2.    Перечислите детали (предметы), которые запомнились.


Интерпретация


запомнили менее 5 деталей – плохо
запомнили от 5 до 9 деталей – хорошо
запомнили более 9 деталей – отлично

Упражнение 3


         Понаблюдайте одновременно за несколькими объектами сразу, одинаково хорошо воспринимая каждый из них, при этом концентрируйте внимание на том предмете, который вы выберете главным.
         Выполняя эти элементарные упражнения между делом, при перерывах в работе или во время отдыха, вы значительно разовьете устойчивость и объем вашего внимания.


Шабельная А.А., Колимбет Г.Б., ведущие специалисты, методисты отдела

психолого методического сопровождения

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет