A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Способности

Просмотров: 317
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Способным, как правило, называют человека, который показывает в определенной деятельности лучшие результаты, чем другие. Например, кто-то легко решает математические задачи, кто-то умеет писать стихи, кто-то умеет находить общий язык с людьми.

Способности − это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

Примеры областей человеческой деятельности, в которых развиваются способности: наука, музыка, техническое творчество, художественное творчество, литература, математика, спорт.

Существует несколько уровней развития способностей. Первый и главный – природные задатки, т. е. особенности строения и функционирования мозга человека. Большинство из них предопределено генетически. От условий индивидуального развития ребенка будет зависеть, как они проявятся. Очень важно своевременно выявить задатки детей, чтобы начать формировать их способности. Известно, что существуют сензитивные периоды развития способностей, когда ребенок особо чувствителен к определенным влияниям окружающей среды.

Например, сензитивный период для развития музыкальных
способностей – до трех лет. Важно, чтобы ребенок в этот промежуток времени жил в музыкально богатой среде (вокруг звучала музыка, родители пели ему песенки, в том числе колыбельные, ребенок пробовал петь вместе с родителями). Начиная с 3-4 и до 7 лет идет бурное развитие умственных способностей ребенка – сензитивный период для развития интеллектуальных способностей.

Следующий уровень – непосредственно способности. Для их благоприятного развития важно создавать среду, богатую стимулами, обеспечивать включение ребенка в активную деятельность. При неблагоприятных общих условиях воспитания, например при частых ссорах и конфликтах в семье, энергия ребенка тратится на неконструктивные переживания, и способности перестают развиваться.

Далее следует одаренность – своеобразное сочетание способностей, позволяющее человеку успешно выполнять какой-либо вид деятельности. Говорят об интеллектуальной и творческой одаренности.

Следующая ступень – мастерство как совершенство в конкретном виде деятельности. Достигается в процессе упорной работы над собой.

Талант – высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Деятельность талантливого человека всегда отличается новизной, необычностью подхода.

Говорят, что «талантливые люди талантливы во всем». Так ли это? С одной стороны, успешный музыкант далеко не всегда преуспевает в спорте и математике. С другой стороны, талантливые люди действительно легче других достигают высоких результатов в самых разных областях. Предположительно, это связано с их открытостью для нового опыта и стремлением действовать (они не боятся применять новые идеи на практике). Считается, что талантливые люди умеют учиться, у них есть своя выработанная структура обучения.

Высшая степень развития способностей – гениальность.Гений оставляет заметный след в жизни общества, в развитии культуры.

Принято считать, что за всю историю цивилизации их было не более 400 человек. Общепризнанными гениями можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. Лейбница, М.В. Ломоносова.

Способности не даны нам свыше. Мы формируем их сами! Одной из самых важных способностей, которую мы можем в себе развить – способность видеть чудесное в обыденном:

 

«Красоту увидеть в некрасивом,

Разглядеть в ручьях разливы рек!

Кто умеет в буднях быть счастливым,

Тот и впрямь счастливый человек!»

                                             Э. Асадов

 

Продолжение следует…

 

А.А. Шабельная, Г.Б. Колимбет,

ведущие специалисты, методисты отдела

психолого-методического сопровождения

 

 

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет