A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Социализация личности

Просмотров: 285
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

С первых дней своей жизни мы включены в общение с другими людьми. От нашего окружения будет зависеть, каким образом мы будем познавать окружающий мир, как будем вести себя с другими людьми, даже то, в какой форме будем выражать свои эмоции. Усвоение социального опыта и  преобразование его в собственные ценности и ориентации личности называется социализацией.

Социализация начинается с семьи, которая представляет собой общество в миниатюре. Именно здесь ребенок учится «жить среди людей», «примеривает» различные социальные роли: сына/дочери, племянника, внука и т. п. Родители и ближайшие родственники являются для ребенка примером. В процессе общения с ними он учится понимать других людей, жить по установленным правилам. Подражая взрослым, ребенок становится частью общества. Интересно, что дети, выросшие в одной семье, воспитывающиеся в одних социальных условиях, отличаются друг от друга. Оказывается, на социализацию ребенка влияют его индивидуальные особенности, его эмоциональная устойчивость, агрессивность, даже перенесенные заболевания.

Постепенно в жизнь ребенка включаются соседи, сверстники, средства массовой информации. Особое значение приобретают детский сад и школа, где ребенок учится общаться с ровесниками и взрослыми, преодолевать трудные ситуации.

Считается, что личность ребенка до 7 лет формируется на 70%, а завершается этот процесс в подростковом возрасте. Именно в этот период ребёнок проходит стадию первичной социализации. Он учится приспосабливаться к окружающему миру, стремится подражать значимым людям, у него складывается система представлений о себе. Социальный опыт усваивается преимущественно с помощью двух процессов: общения и игры.

В дошкольном возрасте дети в играх подражают взрослым. Они играют в дочки-матери, парикмахерскую, больницу и т. п. В старшем школьном возрасте игры чаще всего направлены на развитие навыков межличностного общения: современные дети и подростки любят играть в крокодила, мафию и пр.

В настоящее время большую роль в социализации детей и подростков играет Интернет, в частности социальные сети. С одной стороны, они открывают для ребенка возможности для общения, с другой – эти навыки не переносятся в реальную жизнь. Кроме того, ребенок зачастую не способен оценить качество получаемой информации, возможно, усвоение «ложных идеалов», деструктивных моделей поведения. И тогда важно, чтобы взрослые поддерживали ребенка, спрашивали, что ему интересно, с кем он общается, в каких группах состоит.

Упражнение для самоанализа

Подумай и ответь на следующие вопросы: В каких социальных сетях ты зарегистрирован(а)? Какая из них для тебя предпочтительна? Сколько минут (часов) в день ты проводишь в социальных сетях? Сколько человек у тебя в друзьях? Скольких из них ты знаешь лично? Есть ли среди твоих виртуальных друзей те, которые заменяют тебе общение с реальными людьми? Есть ли те, дружбу с которыми ты бы хотел скрыть от близких? Какую информацию о себе ты размешаешь на своей странице? Какая информация о тебе доступна незнакомым людям в социальной сети?

Информация для размышления: Если ты проводишь в социальных сетях больше часа в день, это сигнал для того, чтобы задуматься, чего же тебе не хватает в реальной жизни. Нельзя размещать подробную контактную информацию о себе (адрес, номер телефона и т. п.). Безопаснее ограничить доступ к странице для незнакомых людей. Не рекомендуется читать письма от незнакомых людей, а также отвечать на письма сомнительного содержания от знакомых, их аккаунт может быть взломан. Небезопасно вступать в закрытые виртуальные сообщества по приглашению незнакомых людей.

Когда ребенок достигает совершеннолетия, наступает стадия индивидуализации, которая продолжается в среднем до 25 лет. В этот период роль семьи заметно снижается, новый опыт взаимодействия человек получает в учебных заведениях, а также в общении со сверстниками. Молодые люди стремятся выделить себя среди других, показать обществу свою уникальность. При этом они часто противопоставляют себя социуму.

Затем наступает стадия интеграции, когда молодые люди стремятся найти свое место в обществе. Возрастает критичность ко всему происходящему в социуме, человек ищет группу людей, которая близка ему по духу, в которой приняты те же социальные нормы, что и у него самого. При этом общество также «оценивает» человека, определяя, соответствует ли он общепринятым требованиям. Те, чье поведение отличается от установленных норм и правил, оказываются отвергнутыми.  Они своим поведением могут выражать протест (например, совершать кражи, устраивать драки, портить имущество, употреблять алкоголь в общественных местах и т. д.). Также встречается реакция конформизма – изменение своих взглядов под давлением группы. В его основе лежит убеждение «высунешься – хуже будет».

Классический пример конформизма описан в сказке Г.Х. Андерсена «Новое платье короля». Король «надевает» невидимое платье, которое, по словам портных, доступно для восприятия только умным людям. Придворные, боятся прослыть глупцами, и восхищаются новым нарядом правителя. Горожане также не признают, что на короле ничего нет, и только маленький ребенок говорит правду: «А король-то голый». С тех пор данная фраза употребляется, когда кто-то выдает за правду то, чего нет на самом деле и во что он сам не верит.

Самой длительной является трудовая стадия социализации. Она характеризуется высокой активностью человека в профессиональной сфере. Интересно, что под влиянием трудового коллектива и правил, принятых в нем,  изменяется внешнее поведение человека, а внутренние качества и убеждения личности остаются неизменными.

Приведем пример. Взрослый человек, приходя на новое место работы, должен подстроиться под ту систему правил внутреннего распорядка, которая существует в организации. Например, приходить вовремя, соблюдать правила этики при взаимодействии с клиентами и коллегами, носить одежду, соответствующую требованиям дресс-кода и т. п. Соблюдение всех этих требований не меняет внутренних установок человека. Пунктуальность и корректность не становятся чертами его личности, офисный стиль одежды не переносится в повседневную жизнь.

В период послетрудовой стадии социализации, которая приходится на пожилой возраст, у человека накапливается большой запас социальных знаний и умений. Главной задачей становится передача имеющегося опыта молодому поколению.

Итак, мы видим, что процесс социализации длится всю жизнь, а его результатом является успешная адаптация человека в обществе.

Продолжение следует…

Список использованных источников

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.
  2. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 592 с.
  3. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с; табл., илл. – (Библиотека высшей школы.)
  4. Чеховских М.И. Основы психологии: Учеб. пособие/ М.И. Чеховских. – Мн.: Новое знание, 2002. – 218 с. – (Серия «Социально-гуманитарное знание»).

А.А. Шабельная, ведущий специалист,
 методист отдела психолого-
методического сопровождения
Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет