A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Психологические границы личности

Просмотров: 347
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

Мячик мой,
Ружье мое,
Это только каша
Не моя, а ваша.

 

В нашем мире мы постоянно сталкиваемся с различными границами. Например, стены нашего дома – это физическая границы нашего жилья, школьный звонок, отделяющий один урок от другого, – это временная граница. Психологическая граница – это понимание собственного «Я» как отличного от других. Понимание своих психологических границ и уважительное отношение к границам другого является важным компонентом в выстраивании гармоничных взаимоотношений с окружающими.

Условно можно выделить шесть типов границ

1. Физическая граница. Это наше тело, наша кожа. Несмотря на то, что это осязаемая физическая граница, но она может быть и психологической. Основные способы нарушения этой границ – это ограничение свободы, убийство, физическое насилие.

2. Дистанционная граница. Территорию вокруг нас до полуметра называют «интимной зоной». Вторжение в это пространство вызывает у человека агрессию. Именно поэтому в общественном транспорте так часто вспыхивают конфликты: находясь в час пик в «интимной зоне» друг друга, люди непроизвольно нарушают границы другого человека, что приводит к ссорам.

3. Пространственная граница. Это та самая «личная зона комфорта», где человек ощущает себя уверенно и спокойно. Например, к вам приехали в гости дальние родственники и их разместили в вашей комнате. Вероятнее всего, вы будете ощущать беспокойство от присутствия посторонних людей на своем любимом диване.

4. Вещевая граница означает право собственности на тот или иной предмет, который принадлежит вам, и вы по своему усмотрению можете им распоряжаться. Этот юридический термин имеет и психологическое значение. Например, вы одолжили своей знакомой книгу. По прошествии некоторого времени знакомая говорит, что книгу она отдала своей подруге (без вашего разрешения) и вернуть её сейчас не может.

5. Граница эмоциональная. Нарушают ее повышение голоса, унижение личного достоинства человека, нанесение оскорблений.

6. Временная граница. В продолжение какого времени вы ожидаете своих подруг при встречах? Разрешаете ли вы себе опаздывать? Ответы на эти вопросы помогут понять ваши взаимоотношения как со своей, так и с чужой границей времени.

У гармоничной личности формируются гибкие, подвижные границы, которые меняют свои очертания при необходимости, в зависимости от ситуации. Это позволяет человеку овладеть рядом очень важных навыков: сказать «нет», когда ситуация его не устраивает, принимать чужое «нет» без обид и разочарований, строить свою жизнь по своему собственному сценарию, осознавать свои желания и реализовывать их, уметь договариваться и сотрудничать.

Жесткие, ригидные границы человека мешают быстро адаптироваться к изменчивому окружающему нас миру. Люди с жесткими границами устанавливают свои правила один раз и на всю жизнь.

Излишне гибкие (проницаемые) границы создают проблемы в распознавании своих чувств и эмоций. Человеку трудно понять, что на самом деле хочет он, а что ожидают от него другие. Он «путает» свои желания с желаниями других людей, это приводит к формированию зависимости от другого, к созависимым отношениям. Человек живет не своей жизнью, а проживает чужую.

Тест на умение выстраивать психологические границы

 Инструкция: Ответьте на следующие вопросы «Да» или «Нет».

  1. Случается, ли так, что другие предъявляют к Вам слишком много требований?
  2. Вы часто думаете, что люди много от Вас хотят?
  3. Действительно ли на Вас навешивают чужие обязанности, а Вам сложно от них отказаться?
  4. Часто ли Вы слышите в свой адрес незаслуженные обвинения?
  5. Вы легко принимаете на себя ответственность за любые ошибки?
  6. Часто ли Вы обвиняете в случившихся неприятностях себя?
  7. Возможно, Вам кажется, что во всех грехах виноваты лично Вы?
  8. Вы слишком ответственный человек?

Если Вы ответили «Да» хотя бы на 3 вопроса, то задумайтесь, все ли в порядке с вашими границами?

Список использованной литературы

  1. Леви Т.С. Телесная парадигма развития личностной аутентичности. –МосГУ, 2011.
  2. Перлз. Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. Радость. Печаль. Хаос. – М., Институт психотерапии, 2003.
  3. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. – М., 1995.
  4. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. – М.: Независимая фирма КЛАСС, 2004.
  5. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – М., 1994.
  6. Ясперс К. Общая психопатология. – М., 1997. 

Интернет-ресурсы 

1. http://mirrosta.ru

2. http://iskusstvojhit.ru/granitsy1/ 

 

Продолжение следует…

 

 

Г.Б. Колимбет,
ведущий специалист, методист отдела
психолого-методического сопровождения

 

Начальник отдела

С.В. Кривотурова

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет