A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Характер

Просмотров: 902
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

         Замечали ли вы, что человек в разных ситуациях с разными людьми может вести себя очень схоже? Говоря на языке психологии, он проявляет устойчивые черты и качества личности. Совокупность таких устойчивых черт называют характером.

          Характер (от греч. character – черта, признак, примета, особенность) – это индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях. 
         Чаще всего мы говорим о характере человека, когда пытаемся объяснить совершенные им поступки или действия. Иногда говорим «сильный характер», подразумевая способность преодолевать трудности («бороться и искать, найти и не сдаваться»), порой используем противоположную формулировку «бесхарактерный человек», тем самым подчеркивая несамостоятельность, зависимость человека от внешних обстоятельств. Характер – каркас личности, он проявляется в отношении человека:

1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценка);
2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм,эгоизм или альтруизм);
3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность).

         Именно в характере проявляются волевые качества личности: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.
         Известно, что становление характера идет в течение всей жизни человека.Установить четкие возрастные границы  практически невозможно,характер «наполняется» чертами постепенно, по мере того, как ребенок включается в социальные и деловые отношения. Психологи выделяют возраст от двух до пяти лет как период интенсивного формирования характера. Главное условие его формирования и развития – социальная среда: ребенок восприимчив к словам, поступкам, поведению взрослых и сверстников.
         На ранних этапах жизни ребенка физиологические особенности, темперамент(процессы возбуждения и торможения, степень подвижности нервных процессов) способствуют развитию тех или иных черт характера, но не определяют их однозначно. Например, ответственным может быть, как холерик, так и сангвиник, однако у последнего эта черта характера будет развиваться легче.
         В дошкольном возрасте формируются первичные черты характера под влиянием того, какие отношения складываются у ребенка со значимыми взрослыми. Раньше других начинают формироваться доверие, открытость к общению, доброта. Включенность ребенка в групповые игры с другими детьми ускоряет формирование и развитие коммуникативных черт характера: общительности, трудолюбия, настойчивости, аккуратности.
         Условия обучения в начальных классах либо закрепляют первичные черты характера, либо их разрушают. В старших же классах на формирование характера влияют личное отношение подростка к самому себе, а также его отношения с социумом, средства массовой информации.
         К 15-17 годам характер приобретает достаточно высокую устойчивость, которая сохраняется на протяжении всей жизни. Быт, школа, семья, круг знакомых, общение, специфика профессии – все это оказывает существенное влияние на взгляды, мотивы, установки, цели личности, делает поведение предсказуемым. 
         После 30 лет ослабляются «детские» черты характера (капризность, импульсивность, максимализм), укрепляются «взрослые» черты (рациональность, выдержка, ответственность). В целом в этот возрастной период характер достаточно устойчив и тяжело подвергается изменениям (повлиять могут психические заболевания). 
         Ближе к 50 годам человек проходит рубеж, на котором «встречаются прошлое с будущим»: грезы и фантазии уступают место рассудительности, в структуре характера ведущее место занимает рационализм.
         Характер, как мы выяснили, не является застывшим образованием, он формируется и изменяется в течение всей жизни человека. Причем на ранних этапах жизни черты характера «оттачиваются» окружающими, обществом, условиями жизни, в более позднем возрасте инициатива переходит в руки самой личности.

1.    Бородина А.В. Психология характера. М., 1997.
2.    Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.
3.    Немов Р. С. Психология Кн.1. М., 2001.
4.    Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. Самара, 1997.
5.    Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону, 2003.


А.А. Бочка, Г.Б. Колимбет, ведущие специалисты, методисты

отдела психолого методического сопровождения

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет