A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Познавательные процессы. Ощущения

Просмотров: 9566
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

         Начиная с первого дня жизни, мы познаем окружающий мир. Информация о явлениях и предметах принимается и преобразовывается нашими органами чувств. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственную организацию и свои особенности, но при этом они протекают одновременно и слаженно. Незаметно для человека процессы взаимодействуют друг с другом и в результате создают единую, целостную, непрерывную картину окружающего мира.
         Первый процесс, который мы рассмотрим – ощущение. Это самый простой познавательный процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Ощущение является первичным источником наших знаний о мире и самих себе. Способность ощущать имеется у всех живых организмов, обладающих нервной системой. Однако осознавать свои ощущения способны только живые существа, имеющие головной мозг.
         Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются раздражителями. Специализированные аппараты для приема воздействий раздражителей называют анализаторами.
Выделяют пять основных видов ощущений: обонятельные, вкусовые, осязательные, зрительные и слуховые. 

         Представьте себе яблоко. Какой оно формы? Какого цвета? Как пахнет? Какое наощупь? А какое на вкус? Целостный образ яблока ощущением не является. Ощущения - это цвет, запах, вкус, форма этого яблока. 
         Зрительные ощущения возникают при воздействии световых волн на зрительный рецептор – сетчатку глаза.
         Обонятельные ощущения отражают химические свойства летучих веществ (называемые запахами). Запахи для человека являются признаками бесконечного числа предметов и явлений. В природе насчитывается приблизительно 60 000 самых различных запахов, простых и сложных.
  Вкусовые ощущения возникают при действии различных химических веществ на рецепторы вкуса, расположенные преимущественно в полости рта. Как показали исследования, человек способен различать четыре первичных вкуса: сладкий, соленый, горький и кислый. 
         Проведите несложный опыт. Вытрите насухо язык, а затем потрите его крупным кристаллом соли или сахара. Вы не будете ощущать никакого вкуса до тех пор, пока слюна не растворит эти химические стимулы. 
         Осязательные ощущения – это ощущения прикосновения. Осязательные ощущения возникают при раздражении температурных, тактильных, болевых, мышечных и суставных рецепторов. Человек познает окружающие предметы, прикасаясь к ним, при этом он получает информацию об их форме, поверхности, твердости, температуре. Наибольшая острота тактильной чувствительности характерна для кончиков пальцев рук и ног, кончика языка. 
         Звуковые ощущения возникают под воздействием раздражителя (звуковой волны) на орган слуха. Изменения давления воздуха воспринимаются человеком как звук. Звуки приносят человеку жизненно важную информацию – с их помощью мы узнаем по голосу знакомых людей, общаемся, слушаем музыку. Если ребенок рождается с проблемами слуха, то и развитие речи протекает крайне затруднительно.
         Ощущения могут взаимодействовать между собой. Известно явление сенсибилизации – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов (в ходе систематических упражнений). Оно наблюдается у людей, длительное время занимающихся определенными видами деятельности. Например, дегустаторы различают тончайшие оттенки вкуса чая, сыра, вина. Глаз художника чрезвычайно чувствителен, он различает изменения пропорций, цвета, не заметные глазу обывателя. Это говорит о том, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической деятельности.
         Интересно явление синестизии – это феномен восприятия, при котором раздражение определенного органа чувств приводит к возникновению ощущений, соответствующих другому органу чувств. Например, явление цветного слуха, когда при прослушивании музыки возникают цветовые зрительные образы, которые могут вторгаться в реальное видение мира. Это явление также доказывает постоянную взаимосвязь анализаторов
Продолжение следует…


А.А. Бочка, Г.Б. Колимбет, ведущие специалисты, методисты

отдела психолого методического сопровождения

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет