A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Познавательные процессы. Мышление

Просмотров: 24482
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

         В процессе  ощущения  и  восприятия  человек  познает  окружающий  мир. Однако есть вещи, которые нельзя познать через органы чувств, например, связи и закономерности. Мышление дает ответ на такие  вопросы,  которые  нельзя  разрешить  путем непосредственного,  чувственного  отражения.  Благодаря   мышлению   человек правильно  ориентируется  в  окружающем  мире,  используя  ранее  полученную информацию.  Процесс мышления сопровождает всю нашу жизнь и неразрывно связан с практической деятельностью, как утверждал классик: «Я мыслю, следовательно, я существую». 
         Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека, которая заключается в опосредованном   и   обобщенном   отражении   существенных, закономерных взаимосвязей  действительности. 
         Виды мышления выделяют по различным признакам. Основная принятая классификация различает следующие три вида:

1) Наглядно-действенное мышление;
2) Наглядно-образное мышление;
3) Абстрактно - логическое мышление.

         Именно в таком порядке виды мышления развиваются в процессе развития человека на протяжении всей его жизни. 
         Формируется мышление постепенно. Сначала оно развивается спонтанно и хаотично внутри практической деятельности и в большой степени определяется умением обращаться с предметами. Впервые мыслительная деятельность находит свое выражение в играх маленького ребенка, он познает объекты окружающего мира путем непосредственного контакта с ними: например, малыш размахивает погремушкой и наслаждается ее звенящим звуком. Далее она становится более осознанной: годовалый мальчик, обжегшийся о чайник, отдергивает руку от всех блестящих предметов, включая и зеркало. Так формируется самое раннее мышление – наглядно-действенное. В раннем детском возрасте до 3 лет именно этот вид мышления является преобладающим. 
         В возрасте от 4 до 7 лет у ребенка формируется наглядно-образное мышление. Для него характерна опора на образы предметов, на представления об их свойствах. Для познания предмета ребенку уже не обязательно играть с ним. Ему вполне достаточно иметь наглядное и отчетливое представление об этом предмете. Например, увидев разрезанную на несколько частей открытку, мы можем попробовать мысленно ее восстановить. Если это удастся, то будет получен новый образ путем комбинации уже имеющихся представлений. Сохранившиеся в памяти образы можно трансформировать. Например, разглядывая мяч, можно представить себе, как он будет выглядеть, если его покрасить синей краской. 
         Абстрактно-логическое мышление развивается позднее и заключается в выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Абстрактное мышление помогает человеку моделировать отношения не только между реальными объектами, но также и между абстрактными и образными представлениями, которые создало само мышление. Оно имеет несколько форм: понятие, суждение и умозаключение.
         Как правило, абстрактно-логическое мышление играет ведущую роль в жизни взрослого человека, однако это вовсе не означает, что предшествующие виды перестают развиваться или даже совсем исчезают. Они продолжают развиваться и совершенствоваться под влиянием абстрактно-логического мышления. Во взрослом возрасте присутствуют все три вида.          Существуют многие сферы деятельности, в которых необходимо наглядно-действенное или наглядно-образное мышление. Например, в работе конструктора не обойтись без развитого наглядно-действенного вида мышления, а в творчестве художника или писателя – без наглядно-образного.
                                    

А.А. Бочка, Г.Б. Колимбет, ведущие специалисты, методисты

отдела психолого методического сопровождения

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет