A- A A+

Модели воспитания: запреты и наказания

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Модели воспитания: запреты и наказания

         Малыш приходит в мир и учится общаться с людьми. Каждое его проявление: плач, крик, шалости – это проверка, можно ли поступать так? Чтобы маленький человек знал границы допустимого поведения, родителями используются два механизма: запрет и наказание.

         Наказание – это ответственность за нарушение правил, норм или установленного порядка. Запрет несет функцию ограничения действий ребенка. Для формирования личности ребенка границы просто необходимы. Чем меньше ребенок, тем эти границы уже. Но вот ребенок подрастает, и вы начинаете говорить «нельзя». Так происходит тогда, когда вы видите, что ребенок способен понять, что ему запрещают и что позволяют. Тем самым вы даете знания ребенку об опасностях, от которых вы его защищаете. В раннем возрасте запрет будет по-настоящему эффективным, если он совпадает с совершением поступка или на мгновение опережает его. При этом важно объяснить, что делать этого не следует.

         Затем наступает момент, когда родители надеются быть понятыми. Это стадия объяснений. «Нельзя, потому что…». Если не пояснять, быстро сузится и исчезнет мир объектов для познания ребенка. Вместе с познанием мира, ребенок познает и наше отношение к миру, именно поэтому дети не всегда подчиняются нашим запретам. Тогда нам приходится прибегать к наказаниям.

         Ребенок должен знать, что если его наказывают, то за определенные действия. Могут быть плохими поступки, а сам ребенок – никогда. Дети склонны во всем винить себя. И задача родителей – говорить своим детям: «Сынок (дочка), ты хороший ребенок. Но иногда все совершают ошибки. И со временем ты будешь их делать все меньше и меньше. Я тебя очень люблю, но у нас есть правила, и ты должен (должна) их выполнять…». Такой прием позволяет сохранять близкую эмоциональную связь с ребенком, открыто выражать наличие любви к нему и поддержку, принятие его чувств и мнений.

         Как правильно запрещать и наказывать, чтобы не нанести ребенку психологическую травму. Предлагаем вам следующие рекомендации:

         Попробуйте установить в семье символическое наказание.Например, сидение на стуле ровно столько минут, сколько ему лет. В этом наказании нет унижения и жестокости, но в то же время для ребенка ограничение движения – серьезное лишение.

         Наказание должно носить временный характер. Не вспоминайте прежние проступки ребенка, говорите только о том, за что наказываете именно сейчас.

         Не наказывайте прилюдно, не оскорбляйте. Это поможет избежать формирования у ребенка заниженной самооценки, в будущем избавит от множества проблем.

         Наказание не должно отменять награды. Если вы ранее что-то подарили ребенку или, например, пообещали сводить в зоопарк, ни в коем случае не забирайте подаренное и не отменяйте прогулки за плохие поступки, поскольку наказание должно носить справедливый характер.

         Не наказывайте ребенка из-за своего плохого настроения. Это абсолютно недопустимо, так как самочувствие вы все равно не улучшите, а ребенок пострадает. Поведение взрослых в данном случае расходится с целью и приносит вред.

         Будьте последовательны. Иногда родители, будучи в хорошем настроении, прощают то, за что наказывают, когда не в духе. Чтобы понять, как наказывать и наказывать ли вообще, постарайтесь изначально понять мотивы поступка ребенка, поставьте себя на его место, попробуйте вникнуть в его логику.

         Не забывайте о прощении. Простить – означает, что вы никогда не будете припоминать проступок при дальнейших разногласиях. Утешьте его, ведь ему сейчас тяжело, и еще раз объясните, за что он наказан. Переживание чувства вины, угрызения совести негативно влияют на всю последующую жизнь ребенка.

         Запрещая, давайте ребенку возможность выбора. Например, девочка хочет идти в детский сад с распущенными волосами, капризничает и не дает маме причесать ее. Мама говорит дочери: «Нельзя ходить в детский сад с распущенными волосами – это неприлично». После чего предлагает альтернативу: «Что бы ты хотела сегодня сделать на голове: хвостик или косичку?». У ребенка остается право выбора. Прислушивайтесь к своему ребенку, уважайте его мнение и просто любите. При таком подходе родитель становится проводником жизненных правил и моральных ценностей, не травмируя личность ребенка.

Список использованных источников

  1.  Е. Мурашова «Ваш непонятный ребенок» – М., 2007.
  2.  Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» – М., 2010.
  3.  Ю.Б. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» – М., 2007.

 

В.И. Педай, Е.К. Морозова, ведущие специалисты, методисты отдела

психолого-методического сопровождения

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет