A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Развитие мелкой моторики у детей

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Каждый родитель, наверное, слышал о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же это такое и почему она так важна?

Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и речи тесно связаны. А объясняется это очень просто: в головном мозге речевой и моторный центры расположены близко друг к другу. Поэтому при движениях пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Вот почему развитию мелкой моторики пальцев рук уделяется такое большое внимание.

Моторика начинает развиваться с первого дня жизни ребенка.Сначала малыш разглядывает свои ручки, потом учится ими управлять: берет предметы всей ладошкой, далее только двумя (большим и указательным) пальчиками. И в конечном итоге – учится правильно держать ложку, карандаш, кисть.

Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые пальчиковые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный и кропотливый процесс, и у каждого ребенка он идет своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные, а далее натренированные умения переходят в навыки. Каким же образом можно помочь ребенку развить и в дальнейшем усовершенствовать навыки?

Пальчиковая гимнастика

«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Можно оформить игры разнообразными реквизитами: домиками, кубиками, различными мелкими предметами. Пальчиковая гимнастика включает различные упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления. Продолжительность пальчиковой гимнастики зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет), рекомендуемое время – от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте – 10-15 минут в день.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, нанизывать разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, макароны, сушки). Можно предложить детям составить бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, ягод рябины, а также выложить буквы, силуэты из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Такие занятия должны проходить под строгим контролем взрослых!

Песочная терапия

Песочницу несложно сделать самостоятельно: взять небольшую коробку и наполовину заполнить ее промытым и высушенным речным песком. С ребенком можно поиграть в «Угадай-ку»: покажите ему игрушку, затем попросите его отвернуться, а в это время спрячьте игрушку в песок и предложите малышу ее отыскать. Игру можно усложнять, увеличивая количество запрятанных игрушек.

Еще один вариант работы с песком – предложите ребенку «создать» на песке знакомую сказку. Малышу предлагается самостоятельно выбрать персонажей и построить декорации. Сказка может быть проиграна полностью по сюжету или за основу берется знакомый сюжет, а ребенок придумывает и доигрывает свое окончание. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом, помогающим на бессознательно-символическом уровне снизить внутреннее напряжение и выразить свои фантазии, эмоции, чувства.

Вырезание ножницами

Особое внимание необходимо уделить усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Прежде чем приступить к вырезанию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа направить ножницы. Такие действия имеют замечательное свойство: как бы ребенок не вырезал, все равно получится индивидуальный неповторимый узор.

Аппликации

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации. Первоначально можно вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов и клеящим карандашом закреплять их на листе бумаги.

Лепка из пластилина, глины и соленого теста

Ребенок может лепить единичные детали и объединять их в композиции. Другой вариант: взрослый и малыш лепят колбаски, колечки, шарики, режут их пластмассовым ножиком на множество мелких кусочков, а потом слепляют кусочки снова – получается композиция. Из маленького кусочка пластилина можно сделать лепешку или монетку (надавливая на лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток).

Лепка геометрических фигур, цифр, букв из пластилина или из соленого теста способствует лучшему запоминанию вылепленных предметом.

Рисование, раскрашивание

Рисование – один из самых легких, но в то же время самых полезных видов деятельности для детей. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, но и формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

Рисовать можно цветными карандашами, фломастером, мелками, акварельными красками, гуашью. При этом учитывать, что различные материалы требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости. Для маленьких детей хорошо использовать специальные «съедобные краски», которые можно приобрести в магазинах. Но можно «съедобные краски» придумать и самому: варенье, джем, взбитые сливки, которые украсят рисунок вашего ребенка.

Если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют, звездопад, бусы или что-нибудь такое, от чего вы и ваш ребенок придете в восторг.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, очень много. Подключив фантазию и воображение, можно придумать их бесконечное множество от перемотки ниток, завязывания и развязывания лент, веревочек, собирания разрезных картинок, застегивания и расстегивания пуговиц, кнопок, крючков, до завинчивания и развинчивания крышек, банок, пузырьков, перебирания и пересыпания круп (горох, гречка, рис) и т. п.

Задача взрослого – учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, возможности, и конечно, желание и настроение в данный момент времени.

Е. К. Морозова,

ведущий специалист, психолог отдела

психолого-методического сопровождения

В.Е. Иванова,

ведущий специалист, психолог отдела

психолого-методического сопровождения

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет