A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Что необходимо знать будущему первокласснику

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. В этот период, 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений.Специалисты по-разному рассматривают готовность ребенка к школе. Было бы неправильно сводить эту готовность к умению читать, писать и считать. Иногда дети с хорошо сформированными навыками чтения и счёта всё же отстают в учёбе от своих одноклассников, которые при поступлении в школу не имели таких навыков. Готовность к обучению в школе – это итог развития в дошкольном возрасте.

Психологи выделили два аспекта психологической подготовки к школе: мотивационный (личностная) и интеллектуальный.

Мотивационная готовность к обучению. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника». Если ребёнка привлекают только внешние школьные атрибуты (ранец, звонок, школьные принадлежности), то это позиция дошкольника, а если его привлекают атрибуты учения (ему нравится читать, писать, решать), то это уже позиция ученика.

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно «внутренняя позиции школьника» помогает маленькому ученику преодолевать трудности школьной жизни, выполнять новые обязанности.

Волевая готовность к обучению.  К началу школьного обучения ребенок должен научиться концентрировать свое внимание не на тех занятиях, которые ему интересны в данный момент (поиграть, порисовать), а на том, что говорит ему учитель. Дошкольник еще не всегда способен воспринять слово «надо» как руководство к действию и подчинить ему свои желания. Он более импульсивен, его поведением управляют желания и интересы, которые не отличаются стойкостью. Их легко возбудить новой игрушкой или новой и                               игрой, но они легко угасают.  Волевая готовность – это способность ребенка действовать по инструкции взрослого, способность сдерживать свои эмоции, планировать свои действия.

У ребенка в интеллектуальном плане должна появиться готовность к изменению своей социальной позиции и желание учиться чему-то новому. В частности, желание стремиться преодолевать трудности, доводить до конца начатое дело. Интеллектуальная подготовленность ребенка не ограничивается умением считать и читать по слогам. На самом деле все гораздо сложнее. Ребенок должен справляться с простейшими арифметическими вычислениями, хорошо считать до десяти, а десятками – до ста. Огромное значение имеет общий кругозор ребенка: он должен ориентироваться в днях недели, месяцах года, знать домашний адрес. Кроме того, он должен научиться делать выводы, сравнивать, сопоставлять.Простейший тест: назовите несколько предметов (например, яблоко, груша, апельсин) и попросите ребенка назвать все одним словом. Или предложите ему найти лишнее слово (например, заяц, белка, велосипед). Психологи считают, что легче всего с такими заданиями справляются не ребята, с младенчества «натасканные» на различные тесты, а дети с выраженным интересом к обучению, любознательные, с удовольствием узнающие что-то новое.

Для ученика важен высокий уровень познавательной активности. Познавательная активность – это потребность ребенка в новых впечатлениях. Любознателен ли ваш ребенок? Попробуйте предложить ему отгадать какой-либо задуманный вами предмет, задавая вопросы. Одни дети задают множество вопросов и требуют продолжения игры, а другие отгадают кое-как один предмет, а дальше играть отказываются.

Кроме вышеперечисленного, ребенок должен быть социально адаптирован. Что это значит? Подумайте, достаточно ли уверенно ваш ребенок чувствует себя за пределами своего дома? Умеет ли самостоятельно одеться, обуться, справляется ли со шнурками, молниями, пуговицами? Умеет ли пользоваться общественным туалетом? Особенно это относится к детям, не посещавшим детский сад. Есть ли у вашего ребенка друзья? Любит ли он коллективные игры? Часто ли меняет друзей? Часто ли в общении со сверстниками возникают конфликты? 

Тест «Готов ли ваш ребенок стать первоклассником?»

Уважаемые родители, ответив на вопросы теста вы поймете готов ли ваш ребенок к школе. Если вы ответили «да» – ставьте 1 балл. Если нет – 0 баллов.

  1. Хочет ли ваш ребенок учиться в школе?
  2. Считает ли он, что ему будет интересно в школе?
  3. Знает ли он названия предметов, что нужны первокласснику?
  4. Может ли ваш ребенок самостоятельно выполнить какое-то задание (например, усадить игрушки)?
  5. Следует ли ребенок словесным инструкциям?
  6. Комфортно ли ребенку в обществе незнакомых людей?
  7. Умеет ли ваш ребенок составлять короткие тексты по картинкам?
  8. Знает ли ваш ребенок загадки или стихотворения наизусть?
  9. Умеет ли ваш малыш читать (по слогам или целые слова)?
  10. Понимает ли он, что значит «Один» и «Много»?
  11. Знает ли будущий первоклассник цифры от 1 до 20?
  12. Может ли он прибавить или отнять от общего количества единицу?
  13. Знает ли он названия животных?
  14. Умеет ли ребенок обобщать слова (например, зима, весна, лето, осень – времена года)?
  15. Надежно ли держит ребенок в руках ручку, карандаш, кисточку?
  16. Умеет ли ребенок обращаться с опасными предметами (ножницами, клеем)?
  17. Может ли ребенок рисовать и раскрашивать простые картинки?
  18. Умеет ли он собирать пазлы или другие мозаики?
  19. Может ли ребенок самостоятельно заниматься рукоделием, например, лепкой, аппликацией?

Интерпретация:

От 15 до 19 баллов – ребенок готов учиться и знает практически всё, что обязательно нужно знать первокласснику.

От 9 до 15 баллов – ребенок готов пойти в школу, но есть некоторые недоработки. Например, он не хочет идти в школу или он чего-то не умеет. Так что вам необходимо доработать вопросы, где получился нулевой результат.

Итак, психологическая готовность к школе во многом зависит от родителей и их настроя. Важно дать ребенку положительную установку на обучение в первом классе. Дорогие мамы и папы, именно вы закладываете своим детям положительное или отрицательное отношение к учебе.Серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе. 

                                                                                                                                                                          

Список использованных источников

  1. Психологическая адаптация первоклассников: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений/Т.В. Костяк. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  2. Данилова Е.Е. Младший школьный возраст // Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.
  3. Трошина Е.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста как субъектов учебной деятельности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2012.

 

Е.К. Морозова, ведущий

специалист, психолог отдела ПМС

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет