A- A A+

Уважаемые коллеги!

Просим вас после посещения сайта оценить просмотренные материалы.

Нам важно ваше мнение!

Связь речи и сознания человека

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые варианты ее решения были самыми разными – от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций до столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления.

Возникновение сознания непосредственно связано с зарождением языка, членораздельной речи, выражающей в материальной форме представления, мысли людей. Как и сознание, речь могла сформироваться лишь в процессе труда, который требовал совместных согласованных действий людей, не мог совершаться без тесного контакта, без постоянного общения их друг с другом.

Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности. Главный вопрос, который сейчас обсуждают в связи с данной проблемой, – это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития.

Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л.С.Выготский. Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово – это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления. Но слово – это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Будучи лишенным значения, слово уже не относится ни к мысли, ни к речи; обретая свое значение, оно сразу же становится органической частью и того и другого. Именно в значении слова, говорит Л.С.Выготский, завязан узел того единства, которое именуется речевым мышлением.

Сама речь как средство общения возникла в силу необходимости разделения и координации действий людей в процессе совместного труда. Вместе с тем при словесном общении содержание, передаваемое речью, относится к определенному классу явлений и, следовательно, уже тем самым предполагает их обобщенное отражение, т. е. факт мышления. При этом, например, такой прием общения, как указательный жест, никакого обобщения в себе не несет и поэтому к мысли не относится.

Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается. Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это, скорее, не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой.

Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, что мышление – это речь, лишенная звучания, а речь – «озвученное мышление». Это мнение ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний. Сознание и речь едины, но это внутренне противоречивое единство различных явлений. Сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает мысли.

В речи наши представления, мысли и чувства облекаются в материальную, чувственно воспринимаемую форму и тем самым из личного достояния становятся достоянием других людей, общества. Многие проблемы с речью: дефекты, нечёткость, неполнота звуков – появляется из-за слабого языка. Язык – одна из сильнейших мышц в теле человека. Как и любая мышца, для чёткой и хорошей работы, язык требует внимания и специальных упражнений для развития.

Делать упражнения нужно до характерной сильной усталости на корне языка
(у основания). Если появляется усталость, значит все делаете правильно, и результаты не заставят себя ждать.

Обязательно делайте разминку языка перед спектаклем и любым другим выступлением на публике, где важна чёткая и внятная речь.

Описание упражнения:

Представьте, что у вас во рту ваша любимая ягода. И начинайте эту ягоду давить о верхнее нёбо. С силой нажимайте языком на нёбо, потом расслабляйте. И так 10 раз. В это время чётко представляйте вкус сока этих ягод. Зубы при этом разомкнуты.

Оближите зубы с внешней стороны. Губы сомкнуты. Языком оближите зубы по часовой стрелки 5 раз и 5 раз против часовой стрелки. При этом амплитуду старайтесь делать максимальную.

Уколы в щёки. Зубы разомкнуты. Делайте акцентированные сильные уколы языком в щеки. Надавили, подержали полсекунды и отпустили. Затем двойные уколы в щеки. То же самое, но делаем два акцентированных укола в щеки. Всего 20 одиночных и 20 двойных уколов.

Повторяем: открываем рот; зацепляем язык за основание нижних передних
зубов; с силой выдавливаем основание языка вперёд, держа кончик языка у основания нижних передних зубов; держим так язык 2 секунды; кладём язык на своё место внизу рта; закрываем рот. Делаем 5 повторений.

Открываем рот и осторожно покусываем язык по всей его длине. Несколько раз пройтись по всей длине языка.

Такие упражнения позволят сделать вашу речь более четкой в произношении, а сознание ясным.

 

Список использованной литературы:

  1. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. – М., 1998.
  2. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.
  3. Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Академия, 2002.
  4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: НОРМА – ИНФРА, 2000.
  5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001.
  6. Лурия А.Р. Язык и сознание. /Под редакцией Е.Д. Хомской 2-е изд. М.: издательство МГУ, 1998.
  7. Практикум по общей психологии: учебное пособие для студентов пединститутов / А.И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др. – М.
  8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию объективности. – М., 1995.

Ведущий специалист, психолог отдела отдела консультативно - психологической помощи по телефону

И.С. Карасева

Проблема с Joomla 3.4.
Создать блог на Joomla!
для детей старше шести лет